В этом году у одного из самых именитых актеров Костанайского областного казахского театра драмы Конысбека БЕГАЙДАРОВА сценический юбилей – 30 лет в роли любимца детворы и взрослых Аяз Аты.
Тридцать зим
Мандарины, огни на елке, пузырьки шампанского… И, конечно, он – Аяз Ата, костанайский Дед Мороз, без которого Новый год просто не наступает. Для Конысбека Бегайдарова – это не только одна из любимых актерских ролей, а целая жизнь. Он делится с «КН» воспоминаниями о том, как стал сказочным добряком на долгие годы, секретами мастерства и забавными моментами родом из детства.
– С чего начиналась история ваших новогодних перевоплощений?
– Давно это было… В девяностые годы я работал в Аркалыкском драматическом театре, только начинал актерскую карьеру и был полон творческого энтузиазма. Хотелось пробовать новое, экспериментировать, воплощать идеи на сцене. Когда театр закрылся, нас перевели в Джезказган, с тех пор и «дедморозю».
Сначала работал на сцене драматического театра, затем – в кукольном. Со временем понял, что смело могу назвать себя профессиональным Аяз Атой, ведь уже три десятка лет выступаю в этом образе. Меня приглашают на городские, областные и местные аналоги президентских елок – стараюсь никому не отказывать.
Для актера театр не заканчивается сценой, он продолжается там, где его ждет зритель. Как говорится, весь мир – театр, а в жизни мы играем множество ролей, и некоторые из них удивительно похожи на сказочных персонажей.
– Помните своего первого Аяз Ату в детстве? Повлиял ли он на ваше решение однажды примерить этот образ?
– Детство мое прошло в ауле в Тургае, и Дедом Морозом всегда была наша школьная уборщица. Очень добрая и обожавшая ребятню пожилая дама. Мы догадывались, кто прячется за маской дедушки-волшебника, но верили в чудо. Помню, насколько тщательной тогда была подготовка к новогодним праздникам. Игрушки делали сами – из бумаги, картона, папье-маше. Карамельки обычные вешали на елку, и они казались нам самыми вкусными на свете. Каждый верил, что сейчас Аяз Ата взмахнет магическим посохом, и волшебство обязательно случится.
– Почему именно Аяз Ата, а не просто актер на новогодних праздниках?
– Это очень-очень добрый персонаж и поэтому мне он очень близок. Необязательно клеить усы и бороду, чтобы им стать. Просто нужно самому быть добрым человеком. Причем не только в праздничные дни, но и в повседневной жизни. Аяз Ата – персонаж вымышленный. Он приходит будто из ниоткуда и уходит в никуда, так гласят народные поверья.

Мой новогодний персонаж действительно создан для того, чтобы дарить радость и н адежду – то, чего сегодня так не хватает в нашем глобальном мире. Мне важно видеть счастье в глазах людей. Я дарю – и они радуются, а вместе с ними радуюсь и я. Когда дарят мне – это счастье вдвойне. И дело здесь вовсе не в материальных подарках. Для счастья нужно совсем немного: искренние эмоции, улыбки и те самые маленькие лучики надежды.
Праздник в квадрате
– Отличаются ли друг от друга образы Аяз Аты и Деда Мороза?
– Аяз Ата – это, по сути, «дедушка-колотун», если применять дословный перевод. Он является аналогом Деда Мороза в русской традиции. Но в этом контексте важно помнить, что в казахской культуре Новый год изначально празднуется в марте, и здесь есть принципиальные отличия.
Наурыз – это тоже про добро и радость. Если зимой мы рубим елку, то на Наурыз, наоборот, сажаем деревья. Меня до глубины души возмущает традиция уничтожать сосны ради двух-трех дней праздника, после чего они оказываются на мусорке. Жалко деревца.
Согласно восточному календарю, все новое рождается весной: просыпается природа, начинается новая жизнь, и именно тогда наступает настоящий Новый год. А декабрь – это праздник зимы. По-своему замечательный, волшебный, но все же иной по своему смыслу.
На Наурыз я открываю городское театрализованное шествие, сидя на лихом скакуне, и в этот день выхожу к людям уже в образе Қыдыр Ата. По народным поверьям, и он, и Аяз Ата могут появляться в любом облике – на лошади, на верблюде или пешими, но обязательно среди людей. «Кыдыр» – это благословение: когда в дом приходят гости, считается, что они приносят с собой кыдыр – добро и благо. Недаром у казахов говорят: провожая гостя, посмотри – за ним кыдыр идет, оставляя за собой светлый, благостный след.
– Забавные случаи «в образе» припомните?
– Бывает, играю с детьми: «Ух, сейчас заморожу!», – протягиваю басом. Беру посох, бегу по кругу и кого им задену – «замораживаю». Малышня читает стихотворения и «размораживается», а потом дарю подарки. Как-то в конце сценки плачу: «Ох, как же дедушка Аяз устал, я таю-таю, помогите…». Ребята дружно стали дуть. Подключились и мамы. А папы, скажем так, были слегка в приподнятом праздничном настроении со знатным амбре. Пришлось выкручиваться: «Дети дуют, мамы дуют, а папам просьба не дуть!».
Помню, еще веселый случай был. Позвонила бабушка и попросила поздравить внука. Я приехал и с порога шепчу: «Подарок где?». Женщина вынесла пачку сосисок, перевязанных праздничной лентой, и мне в ответ: «Внук ни конфеты, ни печенье не любит, а вот сосиски обожает».
Дети всегда за правду. Похвалил однажды девчушку на утреннике: «Ой, какая ты нарядная! Мама платье кроила-шила и получилось очень даже мило!». А она в ответ: «Да в прокате платье взяли!» – и всю бухгалтерию, что и сколько нынче в этом прокате стоит до меня довела.
– Дети, действительно, чутко чувствуют фальшь. Как вам удается убедить их, что Аяз Ата настоящий?
– Тут выручает система Станиславского. Если сам не веришь, никто не поверит. Сначала надо себя убедить. Кто я? Я – сказочный персонаж. Одеваюсь, гримируюсь, наклеиваю усы и бороду… Иду к ребятишкам и говорю протяжным таким снежным голосом, как из старых советских мультфильмов: «Полем чистым, полем вьюжным зимний праздник к нам идет. Так давайте скажем дружно «Здравствуй, здравствуй, Новый год! Подросли, большими стали, а меня-то вы узнали?». Дети счастливы и включаются в игру.
Ни разу ни один ребенок не сказал мне: «Ты не настоящий». В детстве мы смотрели советские мультфильмы вроде «Аленушки», там были красивые постановочные голоса у тех, кто их озвучивал. Мне они запомнились и остались в душе – здорово выручают всегда. Это классика и мой багаж.
– А театральный опыт помогает при создании образа?
– Безусловно, театр – главный помощник. Особенно искусство импровизации. Часто присылают тексты, бывает, что уже на следующий день нужно выступать. Я говорю организаторам: «Текст не успею выучить, но не подведу – буду импровизировать». Детям важны действия, а не строгий сценарий.
В этом году я задействован в новогодних представлениях нашего кукольного театра в образе Аяз Аты. Приятно, когда ты кому-то нужен. Творческому человеку это очень важно. Я всегда говорю: «Не надо увольнять артистов на пенсии, пусть работают, в театре разные образы нужны и важны». Мне сейчас 67 лет.
– Ваша целевая аудитория очень любит сладости и ждет их под елкой, а Аяз Ата сладкоежка?
– Очень даже! Вкусняшки люблю, могу конфеты килограммами есть. И делиться люблю, радовать других. Детвора меня часто угощает. У детей вообще есть одна особенность, которую всегда очень хочется отсрочить во времени – они быстро вырастают. Но иногда приходят уже взрослыми и все равно помнят, как когда-то, малышами, читали стихи Аяз Ате. Ради таких мгновений и стоит жить и работать.
– Новый год на пороге. Какие главные слова хотел бы адресовать жителям нашей области главный костанайский Аяз Ата?
– В наступающем 2026 году хочу пожелать всем добра, мира в каждом доме, чтобы нашу планету не сотрясали войны. Любите друг друга, растите детей и обязательно сажайте деревья. Много! Каждый новый день – подарок Всевышнего, радуйтесь ему, улыбайтесь. Пусть вдохновение сопровождает каждую прожитую минуту. Радость, которую мы дарим, помогает кругу добра становиться все шире и шире. С Новым годом! Жаңа жылыңызбен!








