Безрассудство – плохой вариант

Для автомобилистов наступает особый сезон, где их жизнь дважды зависит от их поведения.

Вынужденная мера

Началась зима. Календарная. А за окном днем, как и в прошедшем ноябре, плюсовая температура, по крайней мере в тот день, когда готовится этот материал. Хотя уже на следующей неделе синоптики прогнозируют понижение температуры. Правда, сильные морозы в декабре вроде бы не ожидаются. Но вряд ли обойдется без снегопада, усиления ветра, которые в букете даже с 10-градусным минусом могут преподнести очень неприятные сюрпризы, вплоть до временно закрытых участков дорог. Вот тут-то водителям нужно особенно хорошо подумать, прежде, чем тронуться в путь. Это чтобы и в снежном плену не оказаться, и не получить немалый штраф.

Вы спрашиваете: за что? А это если автомобилист проигнорирует сообщение о закрытых участках автотрасс. Причем такое наказание вполне законно. Ведь уже три года как действует соответствующее постановление правительства.

Стоит напомнить, что раньше ответственность за движение автомобилей на закрытой трассе всегда ложилась на полицейских. Дескать, именно они недосматривали, допускали выезды водителей, которые считались чуть ли не героями, поскольку не спасовали перед стихией. А потом эти люди нередко оказывались в крайне опасных ситуациях, где речь шла уже о спасении их жизни. И тут начинались поисковые операции с вытаскиванием из сугробов занесенных снегом машин и отогревом людей, которые в них находились.

https://i.ibb.co.com/7xh6tz0X/1.jpg

Что характерно, эту опасность все прекрасно понимали. Однако многие водители по-прежнему надеялись на пресловутое «авось». Как искоренить это? Почему бы не кнутом. В октябре 2022 года вышло в свет Пос тановление Правительства «Об утверждении Правил прекращения или временного ограничения движения транспортных средств на дорогах», нарушение которых влечет наказание водителей. Проще – штраф за то, что отправился в путь в непогоду, проигнорировав предупреждение о закрытии дорог.

Разные мнения

Теми, кто первыми в Казахстане прочувствовал на себе подобное наказание, стали водители Абайской области. 3 января 2023 года, там, из-за резкого ухудшения погодных условий, закрыли все республиканские и местные дороги. Но некоторые автомобилисты все равно выезжали на трассу. За что их и начали штрафовать.

Впрочем, вскоре абайцы перестали быть единственными, по которым прошелся «кнут» тогда еще новых Правил. Непогода надвинулась на ряд других областей, где также пришлось закрывать автотрассы. В те дни экстренные и коммунальные службы работали в авральном режиме практически по всей стране. Сообщалось, что только в течение суток спасатели вызволили из снежного плена несколько сотен человек.

Корреспонденты одного республиканского телеканала тогда рассказывали о последствиях непогоды, в том числе о ситуации, сложившейся близ Балхаша Карагандинской области. Там уставшие от ожидания водители окружили полицейских и требовали разрешить выезжать на трассу: скопилось несколько сотен большегрузов и легковых машин, в которых находились около двух тысяч человек. Но им пришлось ждать очень долго не без причины. Заносы не успевали расчищать. Тем не менее несколько водителей все же умудрились прорваться на закрытую дорогу. Полицейские их выявили и составили протоколы о нарушении. Причем «героям» грозил штраф на сумму свыше 100 тысяч тенге либо административный арест до 15 суток.

Конечно, мнения людей разделились. Одни назвали наказание законным и вполне логичным, мол, только таким образом можно воздействовать на некоторые личности. Зато другие были категорически против этого радикального подхода. Они считали, что власть всегда обязана обеспечивать проезд по дорогам, хотя бы потому, что «мы же налоги платим».

Борцы со стихией

За первый год действия вышеназванных Правил, в Казахстане за выезд на закрытые трассы привлекли к ответственности 68 водителей. А вот в прошлом же году их оказалось гораздо меньше – всего восемь человек. Во всяком случае, конкретные статистические данные по количеству водителей, привлеченных за этот тип нарушения, иных цифр не указывают.

Насколько известно, были такие нарушители и в этом году. Имеется в виду уже прошедший зимний период, начиная с января 2025-го. Но пока официальной статистики нет. Возможно, будет выдана только в начале 2026-го. Кстати, СМИ совсем недавно, в третьей декаде минувшего ноября, сообщили со ссылкой на МЧС РК о закрытых республиканских трассах из-за метели, гололеда и сильного ветра в Абайской области. Там для обеспечения безопасности населения спасатели, полицейские и местные акиматы развернули посты и мониторили дорожную обстановку, проводя разъяснительную работу с водителями.

Казалось бы, а зачем требуется такое разъяснение, если уже три года в стране действуют Правила, касающиеся прекращения или временного ограничения движения транспортных средств на дорогах? Но, согласитесь, этот вопрос относится к разряду риторических. Поскольку многих казахстанских водителей, к сожалению, все равно частенько тянет побороться со стихией. Даже когда это запрещено законом.

Так что именно этим автомобилистам стоит напомнить о наказании, которое их ждет, если выедут на официально закрытые из-за непогоды трассы. В частности, согласно статьи 667 КоАП РК, таким нарушителям грозит штраф в размере 30 МРП (в 2025 году – 117960 тенге, с 1 января 2026 году – 129750 тенге) или административный арест на срок до 15 суток. Ну а если такое нарушение будет повторным в течение 12 месяцев, то арестуют уже на 20 суток.

Кстати, к некоторым категориям граждан не может быть применен административный арест. Это если речь идет о беременных женщинах, о представителях сильного и прекрасного пола, имеющих детей до 14 лет, о лицах с инвалидностью I и II групп. Не арестуют также женщин, мужчин старше 58 и 63 лет соответственно. Им за повторное нарушение грозит штраф. Причем посолиднее, чем за первый раз – 50 МРП (196600 тенге в текущем году и 216250 тенге в 2026 году).

Цель временных ограничений на движение по автотрассам при неблагоприятных погодных условиях:

  • Обеспечить безопасность водителей и пассажиров.
  • Предотвратить дорожно-транспортные происшествия на опасных участках.
  • Помочь работе служб спасения и дорожных служб.

Фото Сергея МИРОНОВА из архива редакции. Инфографика Марии ДАВЫДОВОЙ

-