Со следующего года Казахстан вводит режим жесткой экономии на соцвыплатах. Парадокс, но заложниками бюджетной оптимизации стали как раз те, кто предпочитает не сидеть на шее у государства.
Игра в «шашки»
Но начнем с более скромной бюджетной арифметики – кошелька простой костанайской семьи. Супруги Колосковы – инвалиды второй группы, оба работают, воспитывают сына. Доходы невелики: на двоих не дотягивают до средней по Казахстану зарплаты. Львиную их долю «съедают» ипотечные выплаты – 170 тысяч тенге ежемесячно.
И если глава семьи еще может доехать до работы на автобусе, то для его супруги Светланы, которая ходит, опираясь на две палки, – это не только сложный, но и опасный квест. Уже не раз, особенно в гололед, она получала серьезные травмы вплоть до сотрясения мозга. С недавнего времени ситуация усугубилась из-за транспортных экспериментов акимата, которые опять-таки затеяли в угоду бюджетной экономии. В часы пик втиснуться в переполненный автобус сложно даже обычным пассажирам. Для людей с ограниченными возможностями эта миссия практически невыполнима.
Ежедневные траты на такси до работы и обратно для семейного кошелька Колосковых неподъемны. Поэтому июльские изменения в Правила оказания услуг по перевозке лиц с инвалидностью автомобильным транспортом для Светланы Колосковой и тысяч таких же работающих инвалидов стали без преувеличения праздником. Для них инватакси – не роскошь, не льгота, а вопрос выживания и сохранения человеческого достоинства.
Перечень услугополучателей расширили основательно – до 41 диагноза. Люди, десятилетиями ждавшие мобильности, поверили государству, но… уже спустя пару месяцев праздник закончился. Наверху отыграли все назад – последовала тихая контрреформа. В списке оставили лишь три узкие категории. Первая – лица с инвалидностью первой группы, имеющие затруднения в передвижении и рекомендацию на индивидуального помощника. Вторая категория – лица с инвалидностью, имеющие рекомендацию ВПР на кресло-коляску. И, третья – лица с психоневрологическими заболеваниями, которые не способны к самостоятельному обслуживанию (по заключению ВКК).
В Правилах по-прежнему прописан приоритет для работающих. Вот только саму возможность доехать до работы у них изъяли. Игра с категориями задела многих: министерство сначала распахнуло дверь, а потом, испугавшись очереди и затрат, наглухо ее закрыло.
Социально уязвимая казна
Президент ОФ «Радуга» матерей детей-инвалидов Наталья Колоскова считает, что сложившаяся ситуация прямо противоречит самой идее инватакси и Конвенции о правах инвалидов, которую Казахстан ратифицировал больше десяти лет назад.
– Когда в Казахстане только начали говорить о создании инватакси, суть заключалась в том, чтобы услуга была доступна в первую очередь тем, кто не хочет сидеть на шее у государства. Чтобы человек мог обеспечивать себя, стать частью трудового коллектива и общества в целом, – говорит Наталья Колоскова. – Работают у нас в основном люди со второй и третьей группой инвалидности, а их лишили доступа к услугам инватакси. Где логика? С такой же проблемой столкнулись родители детей с расстройствами аутистического спектра. Им сложно передвигаться в общественном транспорте. Они могут испугаться, устроить истерику. Не все люди понимают, что это особенные дети, возникают конфликты. Для семей с небольшим достатком, которые и без того тратят огромные средства на специалистов, возможность пользоваться инватакси была глотком свежего воздуха. А теперь у них ее отняли. Мне звонят коллеги из Актобе, Астаны. Все возмущены непродуманными действиями государства.
Костанайцы с активной гражданской позицией уже обошли несколько инстанций, но везде натыкались на отсылку к министерскому решению. Но и местные исполнительные органы могут переломить ситуацию в отдельно взятых городах и районах – их наделили правом дополнять перечень категорий. Однако, как пояснила «КН» руководитель отдела занятости и социальных программ акимата Костаная Акбопе Манатова, шансы на такой исход практически нулевые:
– Возможности бюджета ограничены. В этом году мы дважды запрашивали допфинансирование. И в том числе это связано с тем, что Министерство вводило дополнительные категории, спрос был очень большой. Общая сумма затраченных средств – 136 млн тенге на Костанай. Деньги немалые. Если еще добавить инвалидов второй группы, бюджет не вытянет.
И это первая причина. Вторая – в Казахстане ввели мораторий на финансирование новых социальных инициатив до 31 декабря 2028 года. Мотивы просты и для государственной казны максимально выгодны. Только за первое полугодие 2025 года расходы государственного бюджета на социальную помощь и соцобеспечение в стране составили 3,3 трлн тенге – на 10,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Конкретно в нашем регионе на эти цели потратили 12,9 млрд тенге.
20 ноября Премьер-министр Олжас Бектенов публично назвал соцрасходы «бременем» и четко обозначил: «Тот человек, который может работать, должен работать, государство его содержать не должно и не будет». И вновь парадокс: государство отказывается содержать тех, кто как раз хочет содержать себя сам, но лишает их базового транспортного инструмента.
Маршрут перестроен
В обновленных Правилах предоставления услуг по перевозке людей с инвалидностью автомобильным транспортом есть еще немало любопытных деталей. В частности, они диктуют новые требования к поставщикам. Теперь в автопарке компании должно быть не менее десяти автомобилей. Транспорт должен быть оснащен системами спутниковой навигации, а водители иметь не менее трех лет стажа и пройти обу чение «по вопросам оказания услуг лицам с инвалидностью». Кроме того, перевозчики обязаны заключить договор страхования гражданской ответственности, подключить автомобили к мобильному приложению для вызова такси и фиксировать все заявки в электронных маршрутных листах.
И все бы хорошо, но эти требования автоматически выкидывают с рынка ряд небольших поставщиков, которые работают преимущественно в селах. В Костанайском районе, например, услуги инватакси оказывает ОО «Үміт-Надежда». У организации всего три автомобиля. Руководитель ОО Дуйсенгали Оспанов не может точно сказать, будет ли общественное объединение оказывать услуги в следующем году:
– Государство не обеспечивает нас транспортом. Спецтехника стоит от 30 до 50 миллионов тенге. Для нашей организации сумма неподъемная, потому что мы и так работаем без прибыли – расстояния большие, соответственно, расходы на ГСМ – тоже. Второй момент: дороги оставляют желать лучшего, транспорт старый, очень много денег уходит на его ремонт и содержание. Прибавьте к этому зарплату водителям и прочие расходы. А заявок очень много, мы стараемся никому не отказывать.
Вызывает опасения и грядущий переход услуги на цифровые рельсы – на портал aleumet.egov.kz. Намерения инициатора – Министерства труда и соцзащиты РК – как всегда благие: дать людям с инвалидностью право самим выбирать поставщика услуги, устроив на рынке здоровую конкуренцию. Однако Владимир Сова, руководитель ОО «Костанайское городское добровольное общество инвалидов», которое оказывает услуги инватакси в Костанае, говорит, что в нашем регионе отношение к новшеству двоякое:
– Мы обсуждали этот вопрос с поставщиками городов и районов. Оформлять заявки через портал с той штатной численностью, что у нас есть, пока тяжело.
Кстати, цифровизация отчасти до инватакси уже добралась. С недавних пор в рамках пилота инвалиды в Алматы и Астане могут заказать машину через «Яндекс. Go». Министерство транспорта в своих пояснениях справедливо указало на недостатки старой системы – нехватку машин и необходимость записи заранее. Но все эти ноу-хау – цифровые платформы, онлайн-оценки, навигаторы – теряют всякий смысл, если сама услуга законодательно недоступна тем, кто в ней отчаянно нуждается. Личный бюджет, как и государственный, тоже имеет ограниченные возможности.
Фото Сергея МИРОНОВА из архива редакции








