Человек в центре истории

Эпоха Интернета принесла не только информационные фейки – искажениям и вольной трактовке подверглись незыблемые исторические факты. Задача отстоять историю сегодня стоит перед обществом, в первую очередь перед представителями исторической науки.

Говорим об этом с членом научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана кандидатом исторических наук Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.

Сравнивать, оценивать, анализировать

– Айбек Батырханович, в наше время мы часто сталкиваемся с намеренными искажениями исторической правды. Как с этим борются профессиональные историки?

– Правда, точнее истина, – философское понятие. В историческом смысле под правдой мы понимаем то, что действительно произошло – событие, доказанный факт. Намеренные искажения исторической правды, к сожалению, – примета и нашего времени, и прежних веков. Это происходит по причине политических и идеологических установок, царящих в той или иной стране. Как с этим бороться? В первую очередь рассказывать правду на уроках истории, формировать у учащихся и студентов навыки критического мышления. Они как никогда важны сегодня, в эпоху расцвета Интернета, когда вокруг избыток разной и противоречивой информации.

– Можно ли использовать Интернет для воспитания у молодежи правильного восприятия истории?

– Можно и нужно. Учить сравнивать, оценивать, анализировать. И правильно информировать через те же соцсети. Хотя встречи с живыми свидетелями событий намного ценнее. В канун майских праздников в гости к нашим студентам приходил ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный журналист Касымхан Алдабергенов. Рассказ о войне реального ее участника действует на молодежь гораздо сильнее прочитанного.

Айбек Шалгимбеков со студентами-историками

О вырванном из контекста

– История Казахстана также претерпевает нашествие большого количества фейков. Что делается в стране для преодоления этого искажения правды? – В целом история Казахстана искажается внешне многими зарубежными блогерами, подчас не имеющими ни исторической подготовки, ни дружественного отношения к нашей стране. Они обладают большим влиянием на молодежь. Но блогер блогеру рознь. Есть и такие, кто манипулирует фактами. Например, ссылаются не на весь документ, а на его фрагмент, вырванный из общего контекста. В основном блогеры больше подкованы технически, нежели теоретически. Другое дело, когда об истории говорят профессиональные журналисты, такие, например, как Майя Бекбаева. Прекрасные передачи о нашей истории, которых, к сожалению, мало. В нашей области можно было бы объявить конкурс на создание подобного исторического проекта, в рамках которого блогеры и журналисты сотрудничали бы с профессиональными историками. Это был бы симбиоз хорошей технической подачи и исторически выверенного контента.

– История, она ведь сегодня подается и более масштабно, через литературу, кино… Наш человек привык к традиционным средствам получения информации.

– Просматривая в силу своей работы тот информационный поток, что сегодня идет в том числе и через СМИ, и через экран, к сожалению, часто замечаю искажения исторических фактов даже в художественных продуктах. Трудно переоценить культурно-художественное воздействие, в частности, большого кино. Я не говорю о каких-то отдельных деталях: не та форма, обмундирование, погоны не того времени. Речь о тех образах и событиях, которые зритель воспринимает благодаря волшебной силе искусства как реальность.

Хороший обзор под названием «Три лживых фильма о ВОВ» опубликовал недавно сайт «Киноафиша». Первым там идет фильм «Сволочи»: о том, как якобы из несовершеннолетних преступников готовили смертников. На самом деле такая практика была у нацистов. Создатели фильма не просто переврали факты, они поменяли местами советских людей и фашистов. Далее там идут картины «Служу Советскому Союзу» и «Штрафбат». Там не только многочисленные ошибки и непрофессионализм, но еще и вольность обращения с историей.

С позиций гуманизма

– Можно ли сказать, что только архивные документы являются незыблемым фундаментом истории?

– Надо помнить о том, что архивные документы тоже создаются людьми. Архивы находятся в ведении государства, поэтому их составлением всегда занимались в основном чиновники, архивные служащие. Были и есть определенные правила, инструкции, рекомендации. Не все факты находят отражение в документах. Например, я изучал историю Горькой линии, военных укреплений в Северном Казахстане и Западной Сибири. Понятно, что архивные документы Российской империи составлены с точки зрения государственной политики того времени. Поэтому опытный исследователь, работающий в архивах, должен это учитывать. Это касается не только дореволюционных, но и современных архивов, и не только российских, но и казахстанских.

Например, в Оренбурге я увидел письмо Абылай хана. Написано оно на казахском языке, но алфавитом на основе арабской вязи. Рядом – перевод письма, сделанный толмачом того времени. Принимать ли на веру перевод? Точно ли переведено письмо? Здесь нужно быть специалистом: знать оба языка, знать казахский алфавит того времени на основе арабской письменности. И уже потом рассматривать как исторический документ.

Когда в 90-е годы стали общедоступны и востребованы архивы советского времени, особенно касающиеся сталинского времени, в печати появилось великое множество публикаций о судьбах людей. Всплыли имена, даты, обстоятельства. Но и эти архивы следует рассматривать скрупулезно, до малейших деталей. Наряду с большим количеством расстрелянных невинных людей встречались ведь и настоящие уголовники, и конокрады, и бандиты. Но у нас часто все идут в общем списке: вот они, жертвы террора. Общее количество такое-то.

– На что должны опираться историки в своем деле?

– На постоянное совершенствование в профессии. Как говорили древние: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Нужно все время идти дорогой познания и готовить больше молодых специалистов-историков. Развивать в будущих преподавателях критическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, подход к предмету не с точки зрения политики и идеологии, а с позиции гуманизма, любви к человеку, который во все времена находится в центре истории.

Фото из архива Сергея МИРОНОВА и предоставлено А. ШАЛГИМБЕКОВЫМ