8 сентября на совместном заседании палат Парламента Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ обратился к народу с Посланием «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию». Начинается с обращения «Уважаемые соотечественники». «КН» собрали некоторые ответные высказывания.
Послание
«Начато восстановление аэропорта в Аркалыке… В зоне особого внимания Правительства должно быть социально-экономическое развитие Торгайского региона».
«Торгай, который я знаю»
Жомарт ТУБЕКБАЕВ, в 1998-2000 гг. аким Амангельдинского района; в 2000-2005 гг. аким города Аркалык:
– Мы очень рады словам Президента, что развитие Торгайского региона должно быть на особом контроле Правительства. Какие возможности есть у Торгая?
1. В сельском хозяйстве: высококачественное зерно, дешевые животноводческие продукты, бахчевые культуры.
2. По природным ресурсам: в недрах одного только Екидинского сельского округа бывшего Сарыторгайского района разведаны 16 видов полезных ископаемых, элементов из таблицы Менделеева: никель, медь, золото, серебро, свинец и другие. А в сторону села Торгай, где Акколь, разведанные запасы нефти и урана. Находятся в одном бассейне с Кумколем и Орловским месторождением бурого угля на территории Аксайкого сельского округа.
3. Туризм, охоту и рыбалку обеспечат знаменитые Торгайские геоглифы, самые загадочные древние объекты в Центральной Азии, озеро Каратуз, горячие источники радоновой воды, миниатюрная пустыня Кумкешукские пески, Акжарские, почти марсианские каньоны в 70 км от Аркалыка, мавзолей Кейки – сакральное место на карте священных объектов Казахстана, мемориал Шакшак Жанибека, турхаб ТажТоргай, который только набирает популярность. Наша большая земля славится охотой на гуся, утку, волка, кабана, косулю, сайгака.
Вот вкратце такие возможности Торгая, которые я знаю. Но сегодня они осваиваются с трудом, тяжело. Инвесторы, туристы приходят, но их всех отпугивают отсутствие в регионе дорог и дешевого топлива. Глава государства весной на Курултае, проходившем в Боровом, дал поручение построить дорогу «Центр – Запад» через Аркалык, Амангельды, Торгай. Это будет наш транзитный путь: Астана – 360 км, выход на западные регионы, к Каспийскому морю. Если эту дорогу построить, у местных предпринимателей и у населения появится возможность сбывать сельхозпродукцию в столицу и на запад. С появлением дороги повысится интерес инвесторов. Эта дорога будет жизненной артерией для оживления экономики региона. Вдоль дороги можно протянуть газопровод – рядом Мамыр, Иргизский район, 140 км от Торгая.
В ходе Курултая Президент поручил восстановить Аркалыкский аэропорт – еще один реальный шанс привлечения инвесторов и туристов. Статус Аркалыкского педагогического института повышен до университетского. Для родины Ахмета, Мыржакыпа, Сырбая, Гафу и других знаковых людей нашего края – это очень важно. Подведу черту: если все поручения Президента своевременно воплотят в жизнь, у Торгая откроется новое дыхание. Касым-Жомарт Кемелевич с глубоким пониманием относится к нашему региону, поэтому и поручил Правительству судьбу Торгая.
Послание:
«Именно сегодня выскажу предложение о создании в обозримом будущем в нашей стране однопалатного Парламента».
«Рисков не предвидится»
Евгений АМАН, депутат Сената Парламента РК в 1999-2009 гг.:
– О реформировании Парламента говорят лет двадцать. Но чтобы понять, почему нынешняя парламентская структура была принята, надо вспомнить, как государство Казахстан становилось на ноги. В 1993 году был острый конфликт Первого Президента с Верховным Советом, а в 1995-м последний был распущен. Как тогда говорили, ВС «распоясался». Благодаря конституционным реформам, смуты удалось избежать. Нам надо было укреплять независимость страны, не допустить давления извне, в том числе через депутатов определенного толка. Назарбаев сделал ставку на профессиональный Парламент. Это было политически грамотно и с прицелом на десятилетия вперед. Все тот же Верховный Совет выступал против двухпалатного парламента – дискуссии вылились в референдум, около 90 процентов голосов было отдано «за».
Такая модель – президентская республика с сильной исполнительной властью и бикамеральным, двухпалатным Парламентом – позволила решить многие вопросы в короткие сроки. В то же время у некоторых наших соседей дискуссии затянулись и докатились до цветных революций, неоднократной смены первых лиц, а в итоге к социально-экономическому отставанию и народным тяготам. Насколько мы были далеки или близки к политическому идеалу? Это во многом зависело от тех, кто пришел работать в верхнюю и нижнюю палаты. Было много новых имен, ярких людей, никто не прятался в тень. Можно было обойтись только Мажилисом? Нет! По той же причине, по которой Первый Президент распустил Верховный Совет. В октябре 1995 года был принят Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». Нормы Закона со временем пересматривались. В 2022 году прошел референдум, который усилил роль Парламента. Республика осталась президентской, но с сильным Парламентом.
В Послании от 8 сентября Касым-Жомарт Токаев предложил упразднить Сенат, а депутатов Мажилиса избирать только по партийным спискам. С этим надо согласиться. Оперативность и еще многие составляющие в условиях стабильности важнее бюрократических процедур при дублировании процесса законотворчества через две палаты. Хорошо помню старые партии, без опыта и без истории, при том, что в стране бедность, бюджет пустой, народ обозлен. Верхняя палата контролировала, придерживала, условно говоря, нижнюю. В настоящее время Парламент стал достаточно профессиональным, Считаю, что пришло время убрать. Сенат из структуры Парламента. Мажилис станет действовать более оперативно и эффективно – связанных с этим рисков не предвидится. Возможно, избиратели предпочли бы одномандатников, а не депутатов из списков. Но я считаю, что это выбор в пользу популистов.
Послание:
«Предстоит унифицировать размеры социальных выплат для уязвимых категорий во всех регионах страны. Близорукая, примиренческая социальная политика государства привела к появлению более ста разного вида льгот, выбиванием которых занимается отдельная категория граждан, так называемые «помогайки».
«В разы возросла численность социально уязвимых граждан, расходы на социальную поддержку растут быстрее доходов бюджета, а доля социальных обязательств приближается к критическому уровню»
«Бюджет с его доходами и расходами»
Ольга КИКОЛЕНКО, депутат Мажилиса IV-V созывов, в 1997-2008 гг. – директор Департамента управления координации занятости и социальных программ Костанайской области, кандидат исторических наук:
– В Послании Президент отметил проблемы и недостатки того сегмента социальной сферы, куда государство вкладывает средства адресно. Уровни социальной защиты в регионах разные, они зависят от доходов бюджета. Люди тянутся в Астану за социальными, образовательными, медицинскими услугами лучшего, чем в провинции, уровня. И сам статус столицы привлекает, и шансы получить жилье от государства реальнее. В мегаполисе, где число жителей приближается к двум миллионам, есть немалая категория социально незащищенных групп с финансовыми и другими преимуществами. Как государство будет уравнивать адресатов соцподдержки? Для этого надо вносить массу изменений в законодательство, что довольно сложно, и, обратите внимание, Президент предлагает создавать инклюзивные рабочие места, чтобы как можно больше людей могло работать, а не искать варианты для получения тех или иных пособий.
Например, цель развивать АПК не сводится только к получению зерна или мяса. Президент знает, что у жителей отдаленных районов, сельских округов есть проблемы с трудоустройством. Постоянное рабочее место доступно не каждому сельчанину. Домашнее хозяйство из-за нехватки и дороговизны кормов потеряло привлекательность, и привычка тяжело работать в сарае или огороде себя изживает. Все это звенья одной цепи – имею в виду спрос на пособия. Так или иначе, в нашей Конституции четко оговорено, что Казахстан – социальное государство, оно берет на себя обязанность защищать старость, детство, людей с ограниченными возможностями. В Послании подтверждено, что «государство не отказывается от своей базовой функции», но Президент требует устранить погрешности по «искусственно раздутым социальным льготам». Упоминается, что некоторые пары приспособились разводиться, потому что государство поддерживает неполные семьи. Это шокирует и ставит перед непривычной для нас задачей – доказывать, что развод фиктивный.
Человеческое общество – живой организм, все недостатки которого обусловлены какимилибо факторами. Думаю, что в основе иждивенчества лежат в том числе не столь простые отношения между работодателем и работником. Казахстан поэтапно внедряется в рыночную экономику, а рынок реагирует дисбалансом потребностей и возможностей. Надо взвешенно оценить все стороны обозначенных в Послании стратегий. Одна из важнейших – рабочие профессии. Им посвящен 2025-й год. Полагаю, что нам потребуется 5 или 10 лет, чтобы вырастить рабочий класс, который обеспечивает добавленную стоимость и налоговые поступления, то есть бюджет с его доходами и расходами.
Послание:
«Мною поставлена стратегическая по своей важности задача превращения Казахстана в течение трех лет в полноценную цифровую страну»
«Отрасль будет развиваться»
Александр ШЕРЦЕР, магистр педагогики, учитель информатики высшей квалификации АОО НИШ ФМН (г. Костанай):
– Слово руководителя страны является непререкаемым и обязательным к исполнению. Своевременные постулаты Послания и происходящие перемены в отношении искусственного интеллекта, к решению многих задач через цифровую трансформацию точно внесут систематичность, а также лучше организуют как горизонтальное, так и вертикальное управление и контроль за всеми цифровыми активами. Благодаря высокообразованному человеческому капиталу, отрасль будет развиваться: направления уже определены.
В стране давно реализована концепция кибербезопасности для защиты и отражения цифровых угроз. Цифровизация в широком понимании – это оцифровка активов, блокчейн всех отраслей, построение сложной вычислительной системы. Достаточно ли хорошо мы готовим специалистов этого профиля? Скажу об учащихся школы, в которой работаю: они получают такое образование, которое позволит нашим выпускникам с легкостью решать поставленные Президентом задачи.
Послание:
«Уже сейчас мы сталкиваемся с дефицитом природной воды, а уровень культуры потребления оставляет желать лучшего».
«Пока тариф воду не экономит»
Казбек ШАЛАБАЕВ, директор ГКП «Костанай-Су»:
– Надо идти не только по пути увеличения стоимости воды, но искать возможности для экономии ресурсов и финансовых средств. Например, развивать сети технического водоснабжения для санузлов, моек, производственных поливов. Тоже дорого, но в странах, где испытывают дефицит воды, это работает и в итоге выгодно. Можно применять повторное использование воды в некоторых технологиях, допустим, на автомойках поставить оборудование для очистки воды и ее возврата в работу, но оборудование дорогое – окупаемость не гарантирована. Очень удобно было бы иметь источники технической воды по городу. В 90-е последние такие водопроводы пришли в негодность, их бросили, после чего технической воды в Костанае фактически не стало. В ближайших поселках, в черте города, сохранились в Амангельды, там еще пользуются, а в Дружбе отказались содержать водопровод, хотя вода дешевая. Мы покупаем ее у Водхоза по 2 тенге за куб плюс небольшая надбавка за прокачку.
Всю эту сеть можно восстановить, сразу давать воду с Тобола, но в городе, наверное, невозможно. Все благоустройство пришлось бы раскапывать, в частном секторе – по каждому дому, где поливают приусадебные участки. Выборку делали, просчитывали, сколько частный сектор берет именно на полив. В контексте строительства технического водопровода от «Костанай-Су» или с реки Тобол при любом водозаборе будет убыточно.
На питьевую воду с января ввели для населения дифференцированный тариф. Потребление до трех кубов воды – цена стандартная – 141 тенге с НДС. От трех до пяти – на 20 процентов дороже. С пяти до десяти – на 50 процентов дороже, а свыше, если считать на человека, двойной тариф применяется. Люди как пользовались, так и пользуются. Если перевести на деньги, то в той или иной мере эффект получили. Но на сокращение потребления практически не повлияло. То есть, пока тариф воду не экономит. Это не значит, что нужны непосильные тарифы. Потребителя надо воспитывать. Если проанализировать предложения, чему учить детей в детских садах и школах, то можно услышать про иностранные языки, искусственный интеллект, но никто не предлагает учить детей экономии воды. Было бы неплохо озвучить во всех учебных заведениях слова Президента о ценности воды.
Послание:
«На новый уровень предстоит вывести сельскохозяйственную отрасль. Для качественного рывка государство в последние годы проводит системные реформы и выделяет значительные средства. В текущем году на поддержку аграриев выделен рекордный триллион тенге».
«Стратегическим ресурсом, который должен работать на развитие страны и благополучие всех граждан, безусловно, является земля»
«От пожеланий к требованию»
Кайрат ОСПАНОВ, аким Карасуского района:
– Стратегический документ, определяющий ключевые ориентиры развития страны – Послание Президента – для Карасуского района открывает новые возможности и формирует задачи. У нас большой кадровый потенциал, известные в регионе и в стране предприниматели – их опыт позволяет эффективно вести бизнес и воспитывать в том же духе молодежь. Карасу не любит быть в хвосте, при том, что район большой, и, соответственно, – много работы.
Большую проблему району доставил паводок 2024 года. До сих пор отвлекаем ресурсы на ликвидацию ЧС. При этом Послание, как и каждый год, заставляет мобилизоваться.
Например, Глава государства особое внимание уделил развитию мясной отрасли. В Карасу эта отрасль традиционная, она дает людям работу, продукцию и доходы. Привычная задача, но с каждым годом она выходит на новый уровень. В этом контексте глубокая переработка зерна и масличных культур становится не пожеланием, а требованием, так же, как грамотное, с максимальной отдачей, использование земельных ресурсов. Отдача – это полеводческая, мясная, молочная продукции, которые потеснят импорт на отечественном рынке. Расширение и модернизация полного цикла мясного и молочного производства – от первичного животноводства до получения готовой продукции – нашим аграриям под силу, им это интересно, смысл всей работы. Значит, будут модернизированы мясоперерабатывающие предприятия, откроются новые и расширятся действующие откормочные площадки, будут внедряться новые технологии в животноводстве.
Ожидаемый эффект от Послания заключается в повышении продовольственной безопасности, укреплении экспортного потенциала, создании новых рабочих мест и росте инвестиционной привлекательности региона в целом и Карасуского района, в частности. Президент затронул вопросы возврата неиспользуемых земель. Основная цель в этом вопросе – перераспределение угодий для нужд сельского населения. Стоит задача вовлечь в оборот все возвращенные земли, активизировать работу по проведению конкурсных процедур для закрепления их за пользователями. Поиск инвесторов на условиях развития животноводства на свободных землях – задача непростая, но ее надо решить.
Наряду с этим позитивно воспринимаем идею создания Министерства искусственного интеллекта и запуск программы «Digital Казахстан 2.0». Нам эти новации открывают возможность использовать современные технологии в агробизнесе и в промышленности. Цифровые платформы учета водных ресурсов, спутниковый мониторинг урожайности и автоматизация логистики позволят существенно оптимизировать затраты, повысить эффективность и конкурентоспособность нашего бизнеса.