АнтиИтоги – часть годовых Итогов, тех или иных. Нередко, как это случилось с программой ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат) безнадзорных собак и кошек, переходят на ту же ступень следующих 12 (24, 36 и т.д.) месяцев.
Вялотекущая гуманность
О том, что четвероногие беспризорники, как и двуногие, испытывают страх и боль, в нашей стране выяснилось в марте 2022 года, когда вступил в силу закон о гуманном отношении к животным. Раньше и в голову не приходило. Впрочем, и закон, и ОСВВ не с неба свалились. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) такими технологиями бьется не за доброе отношение к животным-сиротам в чистом виде, а за безопасность от страшных инфекций – бешенства, прежде всего. Подходы не столь сложные – были бы деньги и специалисты: отловили, стерилизовали, привили от бешенства, маркировали, отпустили туда, откуда взяли. По замыслу ВОЗ, после этого образуется «буферная зона» – барьер для особей непривитых. Похоже на утопию, если двигаться такими же вялотекущими темпами. Например, малую часть стерилизованных, вакцинированных животных превалирующая масса, не прошедшая ОСВВ, способна подавить так, что только клочья от «счастливчиков» останутся.
Но если перешерстить открытые источники информации, то окажется, что государство деньги на ОСВВ дает, целые миллиарды тенге. И что основная часть этого бюджета уходит в мегаполисы – представительские города, по ним составляют представление о стране в целом. Но это как посмотреть. Любая деревушка – часть своей страны, и по ней тоже можно моделировать картину: «капля, будучи частью моря, хранит в себе его суть» (Омар Хайям).
Если б я была акимом
Аким сельского округа, у которого добивалась ответа на тему ОСВВ, вдруг спросил: а что вы на моем месте сделали бы без денег и специалистов? Если он читает этот материал (какую ни возьми тему, акимы соглашаются разговаривать только на условиях анонимности: в нашей области это что-то вроде эпидемии), то подтвердит, что меня его вопрос не смутил. Да, я знаю, с чего бы начала решать проблему без денег и специалистов: первым делом постаралась бы вывести из спячки местное самоуправление.
В каждой деревне сегодня есть чат – механизм довольно эффективный. Возьму на себя смелость предположить, что чат порой быстрее решает сельские вопросы, чем некоторые акимы. С его помощью можно объявить конкурс на лучшее содержание домашней собаки, на сооружение вольеров или хотя бы будочек для собак, но к будке обычно «прилагается» цепь – пережиток варварства. О цепях скажем чуть ниже. В идеале к собачьему проекту должна подключиться школа. Не знаю, есть ли сейчас уроки рисования и учителя рисования – у нас были. Если да, надо рисовать собак, писать сочинения, прочитать хоть одну книжку про собаку. Рассказ Тургенева «Муму» о чем-нибудь говорит современному школьнику?
Как бы то ни было, без стимулов не обойтись. Из каких средств исходить? Выход простой: аким едет в Костанай, заказывает медали для победителей конкурсов. А в качестве Гран-при можно купить красивую плюшевую собаку. Хотя бы и за свой счет, имею в виду акима – волонтеры же тратят свои средства на содержание собак, причем регулярно. Аким может это сделать хотя бы один раз, для примера сельскому сообществу. У акима любого уровня должна быть душа волонтера, а жертвенность – одно из условий карьеры… Так или иначе, переходим от утопии к реальности. Аким-инкогнито согласился, что можно попробовать с собачьим конкурсом, что чаепитие для участников не проблема и далее в том же духе. Звоню через месяц: как собачки? Отвечает уклончиво, о самоуправлении не вспомнил. Проскользнула фраза: бродяжки на свалке. Другими словами: «нет собаки – нет проблемы». Без всякой мороки с конкурсами, рисунками и чтением классиков.
Хотели как лучше…
Из всех, к кому обращалась, ответили только в Карасуском районе – дали некоторые цифры и отчасти факты:
«В 2022 г. принят закон «Об ответственном обращении с животными», в связи с этим Управление ветеринарии акимата Костанайской области организовало 4 программы по отлову, стерилизации, вакцинации, содержанию бродячих животных. На Карасуский район были выделены средства на каждую программу: 1) программа по вакцинации и стерилизации безнадзорных и бродячих животных (50 голов) – сумма 767857 тг. 2) программа по идентификации безнадзорных и бродячих животных (50 голов) – 112973 тг. 3) программа по временному содержанию безнадзорных и бродячих животных – 490325 тг. 4) программа по отлову бродячих животных (50 голов) – 479200 тг. После отлова, кастрации (стерилизации), содержания животных отпустили в местную среду обитания».
Особо комментировать нечего… Не ясно, как распределялись средства в самом большом районе Костанайской области, кто и когда работал, на какой период были выделены деньги, и что в результате стало с 50 собаками? Но кого винить? Тришкин кафтан не в Карасуском районе сшили.

Политический нюанс
Нынешней осенью в самой собаколюбивой стране Европы – Польше – премьер-министр страны Дональд Туск и президент Кароль Навроцкий не сошлись во мнении по «закону о цепях», как его обозначили сторонники и противники. Сначала появилось сообщение, что в Польше приняли закон, запрещающий держать собак на привязи. Господин Туск написал в социальных сетях: «конец закона, предписавшего держать собак на цепи! Наконец-то!». Инициативу поддержали 280 депутатов, 105 не согласились, 30 – воздержались. А уже в декабре президент Навроцкий, у которого с премьером, мягко говоря, натянутые отношения, закон ветировал. Коса на камень нашла из-за ссылки на плохое отношение к собакам в деревне: «…я не подписываю закон, который стигматизирует (навешивает негативный ярлык – Прим. авт.) село и одновременно не решает ни одной реальной проблемы». – пояснил свое вето господин Навроцкий. Здесь уместна фраза «нам бы ваши заботы», если бы ее произнес этнический поляк, ветеран зоотехнической службы РК Анатолий Волосович, но он не стал каламбурить.
«Желательно в немноголюдных местах»
– Древний охотник всегда делился с собакой последним или единственным куском мяса, и собака отвечала ему всем своим существом, – Анатолий Антонович искал убедительные аргументы: собачью тему он оценивает как профессионал и как человек.
– Надо развивать культуру содержания собак, повышать ответственность их владельцев – это и чипирование, и прививки с лечением, и стерилизация. Каждый должен отвечать по закону. И должен знать, что временно милое существо нельзя выкинуть, когда оно станет немилым. Зеркало нашей души – собака или кошка в семье. В Казахстане у нас есть сложности с бродячими собаками, их содержание в питомниках ложится на волонтеров. По моим наблюдениям, народ в большинстве своем старается окружить животных заботой. Но несколько лет назад на сессии Костанайского районного маслихата решался вопрос по борьбе с бродячими собаками. Были даны рекомендации по их отлову и отстрелу в сельских округах, желательно в немноголюдных местах. Мне не приходилось видеть статистику – сколько фактически отстреляли, сколько усыпили, и сколько собак отправили в питомник. Видимо, никто не считает, нет системы.

Письмо из Житикары
«У нас бегают по городу стаи собак, а теперь еще лисы добавились. За собак уже и в газете писали, но ничего не делают с ними, прямо страшно проходить мимо них, бывают стаи меньше и больше, до десяти штук, они же голодные, могут и кинуться. Возле нашего дома школа, возле нее часто бегают эти стаи собак. И не только возле нас, по всему городу…». Получила письмо от читательницы 5 ноября.
P.S. Обратите внимание: о бродячих кошках все молчат. А их жизнь не слаще собачьей.








