Дискриминация… «Волги»

Это произошло в Карагандинской области. И хотя ситуация, казалось бы, абсурдная, но ее повторения начали бояться некоторые водители в других регионах.

Вне закона

Такое решение вынес суд «в отношении» автомобиля ГАЗ-24, которым в январе нынешнего года управлял карагандинец Нурлан Бесимбаев. Полицейские, остановившие его, сделали вывод, что машина, народившаяся на свет более 40 лет назад, оборудована устройством, позволяющим скрыть государственный регистрационный номерной знак (ГРНЗ).

Казалось бы, ну молодцы патрульные: сумели выявить хитрую уловку, за которую наше отечественное законодательство предусматривает для водителя административный арест до пяти суток и лишение прав на один год. Правда, в данном случае суд ограничился арестом лишь на одни сутки, которые водитель провел в спецприемнике. Зато водительских прав его лишили по полной – на все 12 месяцев.

Отголосок прошлого

Но в этом судебном разбирательстве, очень быстро ставшим резонансным на всю страну, имеется интересный нюанс. Дело в том, что карагандинского водителя сурово наказали за механизм, с которым автомобиль сошел с конвейера. Этот механизм стали устанавливать на «Волгу» в начале 70-х годов по иницитиве инженеров Горьковского автомобильного завода. За номерным знаком под бампером тамошних машин появилось технологическое отверстие для пусковой рукоятки (ее часто называют «кривой стартер»).

Для чего это требовалось? Для аварийного запуска двигателя вручную, если аккумулятор сел или вышел из строя элект ростартер. Рукоятка вставляется через это отверстие прямо в храповик на кончике коленвала, что позволяло провернуть двигатель мускульной силой. Но, прежде чем в «Волге» использовать «кривой стартер», нужно опустить вниз номерной знак, который потом, после процедуры запуска двигателя, вновь поднимается вверх благодаря имеющейся пружине.

Между прочим, в свое время откидная рамка ГРНЗ устанавливалась не только на «Волгах». Ведущий «Автоугла» прекрасно это знает, поскольку много лет назад сам был владельцем «Москвича», где задний номерной знак скрывает горловину топливного бака. Поэтому мне, как и всем другим водителям М-412, всякий раз на АЗС нужно было сначала откинуть номерной знак, а только потом приступать к заправке бензином. После чего закрывал крышкой горловину и пружина тут же поворачивала задний ГРНЗ в правильное вертикальное состояние.

Не видеть очевидное

Принцип конструкции на ГАЗ-24 Нурлан Бесимбаев подробно разъяснил полицейским, когда они заявили о якобы выявленном на его авто незаконном устройстве. Но те твердили: номер закреплен на шарнирах, а, значит, его можно скрыть. Тогда автомобилист заметил, что этот механизм, созданный много лет назад на заводе, не переделывался, и к нему из салона не ведут никакие механические или электрические доводчики. Поэтому номер смотрит вниз лишь когда водитель выходит из машины и своей рукой поворачивает откидную рамку. То есть скрыть номер, нажав на кнопочку в салоне, на подъезде к камере видеонаблюдения, а потом таким же образом вернуть ГРНЗ обратно, невозможно. Кстати, в момент остановки «Волги» патрульными номерной знак находился там, где и должен быть.

Но эти «мелочи» не смутили полицейских. Составили протокол. А потом был суд. И он встал на сторону полиции, вынес вышеуказанное решение. Понятно, что Нурлан Бесимбаев обжаловал это судебное решение.

То, что случилось в Караганде взволновало в том числе членов автомобильного сообщества «Волга Казахстан», объединяющего сотни любителей этой машины всех поколений, включая костанайцев. Они задались вполне закономерным вопросом: не упрячут ли и их в «кутузку», не лишат ли права управлять ТС, если они сядут за руль своих ретромашин с заводскими устройствами, которые в Караганде признали незаконными? Казалось бы, нонсенс, но, увы, нет – факт свершившийся. Неужели все ретромашины «под нож»?! Редакция «КН» направила соответствующий запрос в Департамент полиции Костнайской области. Но пока ответа на него мы не получили.

Робот-нарушитель

Стоит отметить, что в деле создания, мягко говоря, удивительных ситуаций «не отстают» от некоторых своих казахстанских коллег и соседи – российские полицейские. Допустим, 7 февраля сотрудники ГИБДД из Москвы попытались оштрафовать робота-доставщика «Яндекса». Они заявили, что этот «нарушитель» создал умышленную помеху в движении по тротуару, вследствие чего пешеходы были вынуждены двигаться по проезжей части. Решили, что это нарушение адмкодекса, которое влечет за собой штраф для юридических лиц в размере 300 тысяч рублей.

Нет, это не шутка. Дело отправили на рассмотрение в районный суд. И там адвокаты «Яндекса» доказали, что в действиях их курьера не могло быть никакого дурного умысла. Ведь судя по видеозаписи событий, робот-доставщик передвигался по краю тротуара, не перекрывая пешеходную зону, автоматически останавливался при приближении людей. То есть они продолжали движение. Контакта, вынужденного сближения, опасных маневров или остановок зафиксировано не было. Следовательно, объективных признаков угрозы безопасности дорожного движения тут не имелось. Да и в целом, напомнила защита, роботы-курьеры не являются транспортными средствами.

В итоге суд встал на сторону «Яндекса» и отменил штраф. А когда полицейские попытались обжаловать решение райсуда, их заявление отклонил Московский городской суд. Здравый смысл победил!

Автор фото Сергей Миронов