В реабилитационном центре для детей с инвалидностью завершился первый заезд. Причем на позитивной ноте: и дети, и их родители довольны работой нового центра.
Добро пожаловать
Здесь, на ул. Речной, 2А, будто время остановилось, запутавшись в сосновых лапах. Умиротворение.
На территории бывшей президентской резиденции несколько корпусов. Четыре жилых – для детей с психоневрологическими заболеваниями, один – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, один – под водные процедуры. Нас ждут в пятом и шестом, где, собственно, оказывают специальные услуги.
Кымбат Шаяхметова с особыми детками работает четвертый год. Считает, что в этой сфере важно иметь высокую стрессоустойчивость и эмаптию.
– Эстетика Центра невероятная, – говорит она. – Родители и дети не хотели уезжать, хотя период реабилитации увеличился с 14 до 21 дня.
Снимаю шляпу!
Кабинет логопеда светлый и просторный. Айнура Джусупбекова занимается с Артуром перед «умным зеркалом», показывая мальчику, как дуть в трубочку, чтобы потушить виртуальные свечи на экране. Он старается. Идем в зал, где проходят занятия по музыке, арттерапии.
– Игра на музыкальных инструментах развивает моторику, память, тренирует слуховое восприятие, чувство ритма, эмоциональный интеллект, а также улучшает координацию движений и учит многозадачности, – поясняет учитель Ангелина Денисова. – Тем, кто постарше, нравится играть на домбре и гитаре. Малыши в восторге от ритмических занятий.
Гульзара Мырзабулатова с улыбкой наблюдает за сыном Жаном. В Центре они пятый день.
– Реабилитация хорошая, атмосфера дружелюбная. Природа потрясающая, – делится впечатлениями мама. – Сыну здесь очень нравится.
Турсынбек Бисимбаев из района Б. Майлина в Центре с 12-летним сыном:
– Комната идеальная, душевая кабина с гидрованной. Тепло, светло, просторно! Несколько раз в день влажная уборка, – перечисляет мужчина. – Питание отличное. Коллектив замечательный. Да и расположение в лесной зоне просто замечательное. Мы планировали летом с сыном поехать в Узбекистан, но передумали. Приедем сюда. Так что снимаю шляпу!
На службе здоровья
Вадим Иванов – инструктор ЛФК в кабинете механотерапии. Каждый из тренажеров предназначен для укрепления или развития каких-то навыков. «Жемчужина» – роботизированный комплекс Lokomat, предназначенный для восстановления навыков ходьбы. Один из трех в стране.
– Если делаешь усилия ногами, то можно управлять героями на экране монитора, – поясняет Вадим Иванов. – А вот регулируемая дорожка. Ступеньки можно делать выше или ниже, адаптируя под ребенка. Занятия на таком тренажере укрепляют мышцы.
Даже велотренажер непростой. Кажется, что мальчик просто крутит педали. Подхожу ближе: на экране перед ним гонки. С помощью движений ног ребенок регулирует и маршрут своего авто.

В шестом корпусе заглядываем в соляную шахту. Четырехлетняя Гоар Хачатарян с нарушением аутистического спектра то сидит в кресле, то балуется в песочнице. Она в семье Сюзанны Минасян младшая из четырех детей.
Кымбат Шаяхметова показывает шунгитовую комнату. Это на первый взгляд мрачноватое помещение на самом деле лучшее средство от стресса и для укрепления нервной системы.
– У нас единственная в области шунгитовая комната, – поясняет руководитель Центра Алия Жусупова. – Назначают ее при нарушении сна, нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваниях.
В сенсорном кабинете уже не удивляет воздушный бассейн, пузырьковые колбы, гибкий сухой дождь. Но тоннель бесконечности – это что-то новое.
– Он развивает абстрактное мышление. Дети с нарушением аутистического спектра смотрят подолгу. Смена цветов расслабляет, благотворно влияет на психику, – рассказывает психолог Дмитрий Петренко.
Нравится детям и сенсорная панель. Дмитрий проводит рукой по экрану, под его ладонью со звуком оживают цветные шарики.
Как дома
По словам руководителя реабилитационного Центра Алии Жусуповой, здесь хотели создать похожую на домашнюю обстановку. Комфортную, теплую. И это получилось. Здесь я не встретила ни одного недовольного или напряженного лица ни среди сотрудников, ни среди получателей соцуслуг.
Тех, кто проходит реабилитацию в Центре без ночевки, утром из дома забирает специальный автобус, вечером привозит обратно.
– Посторонних в Центре нет. Трудятся люди, которые понимали, куда идут и с какими детьми будут работать, – говорит Алия Жусупова. – Нас мотивируют счастливые глаза детей. Наша задача – идти на результат. Пусть минимальный. Это уже победа. Вот два ребенка после первого заезда показали отличные результаты. Мальчик сам встал у опоры, ранее не мог. Девочка с нарушением аутистического спектра стала лучше идти на контакт.
…Возвращаясь к машине, замечаю картонную кормушку на сосновой ветке. Ее смастерил мальчик из подарочной новогодней упаковки. Руководитель Центра Алия Жусупова попросила не убирать кормушку. Приедет ребенок в следующий раз, увидит, что она на месте и обязательно почувствует, как он значим, как значимо то, что он делает. Это станет еще одним шагом к победе над недугом.

Фото Сергея МИРОНОВА и Болата САГЫНДЫКА











