Домашняя бухгалтерия

Рынок жилищных услуг в Костанайской области за полгода так и не научился жить в ладу с прошлогодней реформой. Закон «обновился» только на бумаге. Реальный же бизнес терпит убытки в отсутствие внятных механизмов и ответов от госорганов.

Ничего жилищного, просто бизнес

Мы привыкли воспринимать ПКСК, ОСИ или управляющие компании как некое «неизбежное зло» в квитанциях, забывая, что это полноценный сегмент экономики. Здесь есть свои инвестиции, штат сотрудников, налоговые отчисления и, главное, диалог с госорганами. Последний у костанайских обслуживающих компаний хромает с давних пор.

На заседании отраслевого совета по вопросам строительства Палаты предпринимателей Костанайской области «градус кипения» среди сервисников зашкаливал. Предприниматели прямо заявили: они хотят обеспечить людям нормальные условия жизни, но государственная машина в лице профильных ведомств буксует, оставляя бизнес один на один с юридическими коллизиями. Речь идет о тех, что участникам рынка подкинули очередные поправки в Закон «О жилищных отношениях», вступившие в силу осенью 2025 года. Одной из главных новаций реформы стало окончательное разделение форм управления на две ветви – ОСИ (объединение собственников имущества) и НСУ (непосредственное совместное управление). И если с ОСИ – юридическим лицом – все более-менее ясно, то формат НСУ стал для обслуживающих компаний настоящим «минным полем».

– Отдел жилищных отношений не дает информации о том, как работать дальше. Главный вопрос – открытие счетов и работа с задолженностью, – сетует председатель ТОО «КСК Строитель-2» Татьяна Ивченко. – НСУ не является юридическим лицом. Мы, как ТОО, открываем счета, текущий и накопительный, но не нарушаем ли мы при этом права собственников? Где гарантия, что завтра это не признают незаконным?

От нашего лица – вашему

Вопрос не праздный. Отсутствие у НСУ статуса юрлица означает отсутствие печати и права подписи. Многочисленные обращения в отдел жилищных отношений акимата Костаная, по словам председателей КСК, никаких результатов не принесли. Ясность на заседании внесла руководитель Управления развития жилищного фонда Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства РК Кызгалдак Медетова:

– Жильцы дома, где количество квартир не превышает 36, могут выбрать форму непосредственного совместного управления. Однако НСУ не имеет права самостоятельно открывать расчетные счета в банках или заключать договоры с поставщиками услуг как организация. Чтобы выйти из этого «правового вакуума», собственники на общем собрании должны принять решение о передаче функций управления. НСУ, по сути, нанимает управляющую компанию, которая выступает в роли профессионального управленца. Только после того, как функции управления официально переданы юридическому лицу, последняя получает право открыть счета на данный конкретный дом.

Напомним, на каждый дом необходимо открыть два счета. ОСИ эту норму выполняют давно, а вот большинство КСК, которые аккумулировали средства на десятки домов на одном счету, пока идти в банк не торопятся.

Нет договора – нет денег?

Еще одна болезненная точка – упразднение сбора платежей на основании индивидуальных договоров. Раньше отношения между жильцом и ПКСК/ТОО скрепляли документом, где прописывали права и обязанности. Кроме того, там были указаны данные собственника на всякий судебный случай. Теперь же, согласно статье 47 Закона «О жилищных отношениях», платежи взимаются на основании договора между ОСИ/НСУ и управляющей компанией. –

Где нам брать данные на собственников, когда возникает проблема с задолженностью или при взыскании ущерба при затоплении? – спрашивают представители рынка.

Любопытно, но госорганы не только не помогают бизнесу в этом вопросе, но и вносят свою лепту в финансовый кризис отрасли.

– В доме по ул. Строительной акимат является собственником одной из квартир, где проживает семья с шестью детьми, – приводит пример Елена Козина, председатель КСП «Строитель-МГ». – При этом госорган отказывается платить за услуги КСП. Приходит ответ: у нас с вами нет договорных отношений. Задолженность конкретно по этой квартире превысила 90 тысяч тенге.

Аналогичная ситуация с коммерческими помещениями на первых этажах жилых домов, хозяева которых, пользуясь жилищной неразберихой, игнорируют ОСИ и ПКСК.

«Пока не могу ответить»

Так реагировал почти на все вопросы бизнеса представитель отдела жилищных отношений акимата Костаная Азамат Кузбагаров. Это вызвало закономерное возмущение модераторов встречи.

– Мы видим, что отдел жилищных отношений не может наладить контакт с представителями бизнеса. Это недопустимо, – высказалась председатель Ассоциации строителей по Костанайской области Ирина Викулова. – Мы подготовим все вопросы и отправим их на имя заместителя акима города. Это жизненно важные темы не только для предпринимателей, но и для каждого горожанина.

Тем временем часики тикают. Кызгалдак Медетова напомнила, что КСК должны пройти перерегистрацию до июня 2026 года. С учетом длительности всех бюрократических процедур, чтобы успеть к этому сроку, начинать нужно было еще в прошлом году. Однако в нашем регионе процесс идет вяло: бизнес просто не понимает, зачем менять вывеску, если системные проблемы (счета, суды, тарифы) остаются прежними. И если государство в ближайшие месяцы не даст четких инструкций и не заставит собственные структуры платить по счетам, рынок управления жильем может просто «схлопнуться», оставив жителей многоэтажек один на один с их проблемами. А это угроза не только экономическая, но и социальная.

-