ДРУГИЕ БЕРЕГА. Тайна туннеля Альма

Профессор КСТУ имени З. Алдамжар, доктор исторических наук Елена РУБИНШТЕЙН рассказывает о трагедии, которая потрясла не только Соединенное Королевство.

Часть I

Часть II

Как у Шекспира

– Елена Бертрановна, мы начали мини-трилогию о Виндзорах с упоминания их родства с российскими монархами. Автомобильная катастрофа, в которой погибли Диана и ее друг Доди, не знаю, как точнее обозначить сына египетского миллиардера Мохаммеда Аль-Файеда, произошла под мостом, который Наполеон Третий построил в 1856 году в ознаменование победы над русскими в одном из эпизодов Крымской войны. Вы говорили, что Альма – название речушки в Крыму, на которой произошло сражение. История плетет свои сети?

– Отвечу словами Шекспира: «Весь мир – театр, и люди в нем актеры». Летом 1997 года принцесса Диана посетила театр, и мы, зрители, вошли с ней в зал, на сцене которого начали разыгрываться трагедии разных авторов. Тогда давали «Лебединое озеро», самый любимый ее балет. Одна журналистка подсчитала, сколько раз в юности Диана его смотрела. Неслучайно знаменитый «Концерт для Дианы», устроенный принцами Уильямом и Гарри 1 июля 2007 года на сцене стадиона Уэмбли, венчал финал «Лебединого» – победу добра над злом.

Диана сама мечтала стать балериной, начинала заниматься, но высокий рост помешал карьере. А в недавнем интервью Уильям рассказал, что Шарлотта занимается балетом – в ней пробудились гены бабушки. Все помнят ее блестящий танец с американским актером Джоном Траволтой в Белом доме в 1985 году. Но танцевать там принцесса Уэльская мечтала с выдающимся русским танцовщиком Михаилом Барышниковым. Она попросила, чтобы на приеме их посадили рядом, и рассказывала, как в юности караулила балетного премьера у служебного подъезда и даже взяла автограф. Увы, в тот вечер у Барышникова была травмирована нога, и их танец не состоялся.

В контексте вашего вопроса «история плетет свои сети» стоит вспомнить, что в тот вечер «Лебединое» шло в редакции хореографа, который был другом Дианы, жаждавшей помочь ему найти спонсора для постановки «Щелкунчика». И он нашелся в лице Мохаммедааль-Файеда. Египтянин не только был готов помочь со «Щелкунчиком», но пригласил принцессу вместе с сыновьями на свою яхту «Джаникаль». АльФайед не подозревал, что ему уготована роль несчастного отца из пьесы елизаветинского времени «Испанская трагедия» Томаса Кида – 1592 год. Персонаж мстит за вероломное убийство сына Горацио из-за его любви к принцессе. Диана согласилась посетить яхту, так как другой вариант летнего отпуска не был одобрен охраной из соображений безопасности. Она увезла принцев на юг Франции без согласия королевы, что было нарушением договоренности между нею и королевской семьей. По иронии судьбы роковая встреча с Додиаль-Файедом произошла в День взятия Бастилии 14 июля 1997 года под вечерний великолепный фейерверк.

«Если меня не успокоят»

– Катастрофа произошла в Париже, а подозрение пало на Виндзоров. Почему нет доверия выводам следствия о несчастном случае, о бегстве Дианы и Доди от папарацци, огромной скорости «Мерседеса», алкоголя в крови водителя, о том, что ни Диана, ни Доди не были пристегнуты, охранник же пристегнулся и остался жив?

– Ремни безопасности Доди и Дианы были блокированы. Первый туннель «пьяный водитель Анри Поль» умудрился проехать без последствий, а вот во втором что-то случилось. Что? Диана вступала в лето 1997 года как в корриду – тореро с красным полотном, если окрасить ее поездки на яхту Аль-Файеда. Королевская же семья была быком, которого она дразнила. Диана пришла в ярость из-за дня рождения Камиллы в июле, которое устроил Чарльз с торжеством и помпой. «Главным сюрпризом будет, если я выскочу из праздничного торта», – Диана была хедлайнером, протагонистом спектакля того огненного лета. У спецслужб не выдержали нервы – кто-то отдал приказ. Вспоминается роман Дафны Дюммурью «Ребекка», экранизированный Хичкоком с Лоуренсом Оливье в главной роли. Там смертельно больная жена кончает самоубийством на яхте, но представляет дело так, что мужа обвиняют в ее убийстве. Диана чувствовала опасность, о чем и рассказала известному российскому журналисту Михаилу Озерову за неделю до гибели: «Если меня не успокоят».

Дворцовый пиар-ход

– Историк спецслужб и разведок Геннадий Соколов провел свое расследование автокатастрофы. Мохаммед Аль-Файед обещал миллион долларов тому, кто разоблачит заказчиков.

– Безутешный отец Доди в поисках справедливости 26 лет, до самой своей смерти в возрасте 94 лет в 2023 году, бился с королевской семьей, которую обвинял в убийстве своего наследника. Его неустанными усилиями в январе 2004 года в Лондоне началось следствие по делу о гибели Доди и Дианы. Это совпало с публикацией в газете сенсационного письма принцессы, написанного в октябре 1996 года, в котором она обвиняет мужа в подготовке автомобильной катастрофы. Общественность взорвалась. Для принца Чарльза наступили черные дни.

Чтобы перевести общественную повестку в позитивное русло, как кролика из рукава достают… Кейт Миддлтон. Ее с принцами пригласили на фешенебельный горнолыжный курорт Клостер в Австрийских Альпах. Совместные фото Уильяма с Кейт возымели эффект: Уильям влюблен! Уже никого не интересовало следствие: на первых полосах обсуждалась романтическая история. Этот же пиар-ход был применен и в момент окончания следствия в декабре 2006 года. На выпуск принца Уильяма из военной академии Сандхерст пригласили Кейт с родителями. Со СМИ сделалась истерика: «Кейт царит на параде Уильяма», «Кейт затмила королеву», «На Рождество принц сделает предложение», «Королевская свадьба близка»… Пиарщики королевской семьи умело переключали внимание с результатов следствия на якобы будущую свадьбу сына Дианы. Давление прессы стало причиной разрыва Уильяма с Кейт весной 2007 года. Зимой этого же года начал заседать суд присяжных для вынесения окончательного вердикта.

«Как можно было разбиться?!»

– Отцу Доди пиар-компания помешать не могла…

– В нулевых Мохаммед Аль-Файед, наконец, получил материалы Соколова и применил их в действии: на заседание были вызваны все три сотрудника МИ6 – британской разведывательной службы – с отчетом об их пребывании в Париже в ночь на 31 августа. Аль-Файед использовал трибуну суда присяжных для обличения королевской семьи, называя ее «семьей Дракулы», а принца Филиппа «новым Франкенштейном». Увы. Вердикт суда, озвученный в апреле 2008 года, гласил то же самое – «несчастный случай». Пресс-служба принца Чарльза опубликовала заявление его сыновей с благодарностью жюри присяжных и о согласии с их выводами. Однако в «Запасном» Гарри рассказал, что принцы требовали продолжения следствия. В 2007 году в Париже Гарри ДВАЖДЫ проехался по роковому маршруту от оте ля Ритц к туннелю Альма с той же скоростью. «Как можно было разбиться в таком коротком туннеле?» – воскликнул он. Уильям отдельно проехал тем же маршрутом. Но принцев уговорили не настаивать на продолжении следствия. Со своей стороны добавлю – тоже проезжала по этому туннелю летом 2002 года – на пути из Версаля в Лувр. Гид объяснила, что за туннель мы проезжаем. Гробовую тишину прервал мужской возглас: как тут можно было разбиться?!

«Бостон-брейк»

– Соколов в своих материалах сравнивает падение в пропасть машины короля Лесото, случившегося за полгода до автокатастрофы в туннеле Альма. По его версии в оба автомобиля были заложены электронные устройства, управляемые извне.

– Король Лесото, маленькой южноафриканской страны с огромными месторождениями алмазов, сравнимых разве что с Якутией, Мошвешве II, встал на пути британской алмазной компании «Де Бирс». Погиб в автокатастрофе в январе 1996 года. Использовался тот же «бостон-брейк» – термин спецслужб – «тормоза Бостона». Такой же марки «Мерседес» потерял управление на горной дороге и свалился в пропасть. Король и водитель погибли, а телохранитель на переднем сиденье, хотя именно здесь место «смертника», остался жив. Тогда, возможно, предупрежденная спецслужбами Диана и написала письмо о грозящей ей опасности. Лесото часто посещают сыновья Дианы, которые дружат с младшим сыном погибшего короля.

Принц Уильям и кейт Миддлтон на горнолыжном курорте в Австрийских Альпах

Спасти было нельзя

– Елизавета Вторая могла бы открыть тайну туннеля Альма? Вопрос риторический.

– Британский правящий класс крайне жесток к своим врагам. Если счел, что Диана угрожает его благополучию, то Елизавета, знала или нет о готовящейся расправе, не смогла бы спасти бывшую невестку