Инвестиции среди многих задач, озвученных Президентом Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана, встали на первый план. Обсуждаем тему с депутатом Мажилиса, профессором, доктором исторических наук Еркином АБИЛЕМ.
«Во-первых, во-вторых и в-третьих»
-Еркин Аманжолович, первое, что сказал Президент в Послании, касается инвестиций: «Несмотря на обострение глобальной конкуренции за капитал, нашей стране необходимо привлекать крупные инвестиции». Это даже как-то тревожно прозвучало…
-Президент сказал о необходимости запуска в Казахстане нового инвестиционного цикла. Сразу возникает вопрос – что не так с привлечением инвестиций в страну, тем более что мы всегда подчеркивали, что в этом вопросе лидеры не только в Центральной Азии, но и на всем постсоветском пространстве? Однако, в последнее время в этой сфере стали накапливаться серьезные проблемы. Прямые иностранные инвестиции за прошлый год упали почти на треть — 28,5%. В абсолютных цифрах вклад зарубежных инвесторов в экономику сократился с 24 миллиарда долларов в 2023 году до 17,2 миллиардов в 2024-м. По привлечению иностранных инвестиций на первое место в Центральной Азии уверенно выходит Узбекистан. Этому есть целый ряд объективных, а также субъективных причин. Во-первых, зарубежные инвестиции у нас традиционно идут в сырьевой сектор. Но здесь мы уже исчерпали все возможности для привлечения иностранных денег. У нас попросту нет новых месторождений, интересных инвесторам. Геология — высокорисковая отрасль, там, скорее всего, придется привлекать государственные средства. Я не сторонник любой ценой разведывать новые месторождения и отдавать их иностранцам, возможно, лучше было бы их придержать и хоть что-то оставить детям и внукам. Во-вторых, в Казахстане до сих пор любят крупные инвестиционные проекты. Чтобы открыть сразу большое предприятие, сотни рабочих мест, огромные корпуса. И отчитываться приятно, и сопровождать проект легче, на открытие можно пригласить главу государства. Но привлечь инвестора на такой проект сложнее – денег больше надо, возникает много вопросов с реализацией продукции, логистикой, сырьем, тем более что в большинстве регионов начал наблюдаться дефицит электроэнергии. В-третьих, в попытках привлечь в страну новые инвестиции мы наплодили большое количество параллельных структур, которые начали мешать друг другу. У нас есть нацкомпания «Kazakh Invest», есть «Самрук Казына Инвест», подобные организации есть почти в каждой области и у каждого министерства. Привлечением инвестиций занимаются СПК, СЭЗ, вице-министры, заместители акимов, при этом какой-то внятной общей национальной стратегии не наблюдается. Мы готовы привлекать инвесторов на таких льготных условиях, что мне иногда не совсем понятно, для чего мы вообще это делаем, потому что они сами зарабатывают, но не приносят доход ни местной казне, ни республиканской.
«Переключить потоки»
-Президент говорит, что «работать придется широким фронтом»: с крупными, средними и мелкими инвесторами. Разве раньше по-другому работали?
— Очевидно, что систему привлечения инвестиций нужно перезагружать. Президент предлагает переключить поток инвестиций с сырьевого сектора на другие отрасли – обрабатывающую промышленность, энергетику, аграрный сектор и IT-сферу. Это в перспективе позволит, наконец, уйти от сырьевой зависимости. Кроме того, развитие этих отраслей будет пополнять, в первую очередь, местный бюджет, снижая его зависимость от республиканских субсидий. Сегодня местные бюджеты более чем наполовину формируются за счет субвенций, это средние показатели, у многих регионов эта цифра превышает 75–80 %. Стоит задача снизить эту зависимость в течение трех лет до 30-35%. Второе: нужно изменить подход к подбору инвесторов, привлекая кроме крупного, средний и малый бизнес. Это означает, что и проекты тоже должны значительно расшириться и вместо условного инвестора на один проект стоимостью один миллиард, мы должны привлечь тысячу инвесторов на тысячу проектов по миллиону. А это будут преимущественно небольшие производства предметов потребления и продовольственных товаров, то есть, в этих позициях произойдет импортозамещение, что в перспективе положительно повлияет и на инфляционные процессы. Кроме того, малые и средние производства в сумме дадут больше постоянных высокооплачиваемых рабочих мест. И третье: Президент предлагает не зацикливаться на иностранных инвестициях, а обратить внимание на деньги, которые есть в стране, в частности, у банковского сектора. Национальному банку и Правительству даны прямые указания по разработке действенных инструментов вовлечения в экономический оборот свободной ликвидности банков, в этом должен помочь новый закон о банковской деятельности, который на днях начнут рассматривать в Мажилисе. Денег у банков много, вместо безудержного кредитования потребительского сектора, которое фактически финансирует иностранного производителя и только разгоняет инфляцию, эти деньги должны на разумных условиях идти в реальное производство.
«Проект, не обеспеченный логистикой и энергией, денег не получит»
— Все, о чем сказал Президент, требует денег. Источники не иссякли? Например, Национальный фонд…
— Идея привлечения для внутренних инвестиций средств Национального фонда заслуживает внимания. Сейчас эти средства инвестируются в иностранные ценные бумаги и, по сути, работают на экономики других стран. Единственное требование – инвестиции во внутренние проекты не должны быть высокорискованными, контроль за процедурой отбора и сопровождения проектов должен быть усиленным, так это деньги будущих поколений казахстанцев. Нужно поддерживать высокий уровень государственных инвестиций в инфраструктуру – дороги, газопроводы, объекты энергетики и водоснабжения. Без этого говорить о долгосрочной инвестиционной политике вообще бессмысленно. Ни один инвестор не будет вкладывать деньги в проект, не обеспеченный элементарной логистикой и электричеством. Важное место в этом ряду принадлежит самому ценному ресурсу – человеческому капиталу. Инвестиции в образование и науку – тоже инвестиции и дают прирост экономике не меньше, а иногда и больше, вложений в производство.
«Об СПК сказано особо»
— При этом вопрос «что делать?» все равно остается. Обозначьте механизмы…
— Необходимо изменить сами подходы к деятельности по привлечению инвестиций. Нужны внятный национальный план и единый координирующий центр, возможно, какие-то структуры нужно ликвидировать, какие-то объединить, какие-то кардинально реформировать. Особенно это касается квазигосударственного сектора с его многочисленными «инвест-дочками» и «инвест-внучками». В целом пора приступить к реформированию всего квазигоссектора, о чем мы постоянно говорим с 2022 года. Несколько раз такие попытки были, но все они оказались холостыми выстрелами. Это касается не только национальных холдингов и компаний, но и региональных структур, в частности, СПК, о которых Президент сказал особо.
«Зависимость порождает бедность»
— Зачем нужно ставить амбициозные задачи?
— Без их реализации добиться реального повышения благосостояния казахстанцев будет сложно, и Казахстан рискует застрять в положении среднеразвитой страны с высокой сырьевой зависимостью и растущей бедностью.
— Спасибо за аналитику, Еркин Аманжолович.
Беседу вела Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото parlam.kz