ЕВРАЗИЯ. От Альп до Карского моря

Сегодня рубрика «Евразия» приглашает читателей в путешествие к вершине Юнгфрау в Бернских Альпах Швейцарии и до слияния рек Иртыша и Тобола в городе Тобольске, откуда воды общим потоком катятся в Карское море – на окраину Северного Ледовитого океана.

Холодные метры ледников

Сразу оговорюсь: ведущей рубрики в Швейцарии бывать не приходилось – о путешествии рассказал уроженец Костанайской области, пожелавший остаться инкогнито.

Какие названия!

Со слов гида выяснилось, что если выехать из немецкого города, который не далее 60 км от границы со Швейцарией, то оставить свой автомобиль придется в деревне Лаутенбруннер, что в составе одноименной коммуны. Здесь – 740 метров над уровнем моря – можно услышать и увидеть самые высокие водопады Швейцарии. Названия трудные: Мюрренбах, Штауббах, Трюммельбахфелле. «Могучие, искрящиеся, грохочущие и даже подземные», – туристы не жалеют эпитетов. Отсюда, оставив на парковке машины, любители экзотики пешком разбредаются по окрестностям.

Наш гид после двухчасовой прогулки поднялся на электричке до деревни Венген той же коммуны (1274 метра над уровнем моря). Это самый крупный населенный пункт у подножия гор Эйгер, Мёнх и Юнгфрау – вся эта троица вошла в список культурного наследия ЮНЕСКО в одном «пакете». В деревнях, подобных Венген, можно заранее забронировать отель, шале или коттеджи (апартаменты). Все домики и дома построены из дерева, везде идеальная чистота, нарушить которую никому не позволено.

В переводе на твёрдую валюту

В коттедже могут разместиться до 8 человек (156 евро в сутки с каждого). Дальше – подъем на ледник (высота 3450 метров над уровнем моря). Сюда добираются опять же на электричке. Вместо рельсов поезд едет по зубчатой ленте: как считается, это безопасный и комфортный горный транспорт, общая длина которого чуть больше 16 км, из которых 9 км пролегают через ледниковый туннель. Место в электричке стоит 250 евро. Самая длинная в мире зубчатая железная дорога соединяет несколько деревень и позволяет добраться до горного перевала Юнгфрауойх – нижней точки в гряде, соединяющей вершины Мёнх и Юнгфрау. Название последней переводится с немецкого как «девственница», что неслучайно. Женский католический монастырь Интерлакен передал свое название целому округу, а девственницы – горЕ.

На маршруте, который нам предложил экскурсовод, помимо туннеля Юнгфрау, пробитого через горные породы и лед, есть и пешеходный туннель во льдах. К югу от вышеназванных вершин толщина льда достигает 900 метров. Он негладкий и небезопасный, что не остановило богатых энтузиастов. Строительство зубчатой дороги от станции Венгенальп до Юнгфрау – с конца XIX века и до начала XX – заняло 16 лет и обошлось в 14,9 млн швейцарских франков – и ранее и сейчас самой твердой валюты в мире (1 швейцарский франк в первой декаде октября 2025 года стоил 1,07 евро).

«Необыкновенная красота» для всех

Железная дорога в Альпах изначально предназначалась для туристов. После нескольких неудачных проектов промышленник Адольф Гуйер-Целлер в декабре 1893 года подал прошение на строительство зубчатой железной дороги – она стала целью его жизни. «Все должны увидеть эту необыкновенную красоту», – говорил капиталист. Кто эти «все» сегодня? Наш экскурсовод так охарактеризовал путешественников, которых видел в Бернских Альпах: 99 процентов – азиаты, в основном из Китая и Малайзии, видел нескольких индийцев и украинцев. Плюс он сам – немец.

_________________

Поезд Тобольского пленника

Там, где сливаются Иртыш и Тобол, прошли последние месяцы жизни Николая II.

Северная широта, восточная долгота

Географы называют координаты истока Тобола: 52 градуса 37 минут северной широты и 62 градуса 30 минут восточной долготы. Река длиной около 1600 км образуется при слиянии, если неофициально, то нескольких ручейков, если по учебнику краеведения, то устью Тобола воду дают реки Бозбие и Кокпектысай, что на границе отрогов Южного Урала и Тургайской столовой страны или Тургайского плато. Кроме Костаная на берегах Тобола стоят казахстанские города Рудный и Лисаковск, российские – Курган, а в Тюменской области Ялутуровск и Тобольск. Последний, понятно, получил свое название от реки. Здесь же и устье Тобола – его слияние с Иртышом и дальнейшее движение в Карское море, а если еще глубже, то к Северному Ледовитому океану.

Первый в Сибири

Город Тобольск – крупный исторический центр, первая столица Сибири. Здесь был построен первый каменный храм. Единственный за Уралом кремль тоже в Тобольске. В этом же городе была издана первая сибирская газета, и типография здесь была единственной в Сибири. В этом ряду – первая школа, первые театр и музей. Тюмень начали строить на год раньше, чем Тобольск. И если сегодня это один регион, то после строительства деревянного кремля Тобольск обособился от Тюмени, перестал подчиняться, а позже стал центром одноименной губернии. В конце XVI века здесь было много событий.

Что в имени твоем?

Гидроним Тобол – древний, поэтому есть несколько версий его значения. В регионе обилие тюркских топонимов, поэтому на первый план выдвигается тюркское происхождение названия – река или водный поток. Какие бы иные толкования ни брались – угро-финское, кетское и даже иранское, – название Тобол увязано с течением воды.

Где лучше о нём забыть?

В истории города Тобольска есть страница, которой немногим больше ста лет. Император Николай Второй в ходе Февральской революции отрекся от престола, а через два дня был арестован вместе с семьей. Временное правительство поместило Романовых, придворных и челядь в Александровском дворце в Царском селе. Но когда власть захватили большевики, то вместе с анархистами они потребовали суда над императором и его казни. Петроград жил безумно и страшно. Отставного монарха решили отправить вглубь развалившейся империи, в Тобольскую губернию. Сейчас, кто интересуется, может прочитать дневники Николая Второго и его супруги Александры Федоровны. Поначалу им действительно в Тобольске жилось спокойно, в приемлемых бытовых условиях: врачи, повара, лакеи – все добровольно отправились в ссылку вслед за императором и его семьей. И хотя Николай Александрович и Александра Федоровна в дневниках называют большевиков «бандитами», их охраняют и до поры до времени не дают в обиду. Власти в столице были слишком заняты, чтобы вспоминать о тобольских пленниках. Но чем дальше, тем чаще солдаты стали бунтовать: страна голодная, а здесь столы ломятся. Этого следовало ожидать.

В Петрограде решали, куда дальше отправить Романовых – в Омск или в Екатеринбург. Царская семья тем временем ожидала, что кто-то спасет – народ, Европа или власти одумаются. Но в столице этого как раз боялись. Трагический финал известен всему миру: в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, были убиты император и члены семьи. Теперь весь этот скорбный путь Тобольск – Екатеринбург овеян печалью потомков.

«…и милость к падшим призывал»

Современные почести императорской семье, как бы ни старались, восстановить людскую справедливость вряд ли способны, но и забыть о жертвах произвола не позволяют. 20 февраля 2021 года Свердловской железной дорогой был запущен туристический поезд «Императорский маршрут». Экскурсии проходят по местам, где прошли последние годы и месяцы Николая Второго. Учтен и Алапаевск, город в Свердловской области, построенный по указу Екатерины Второй (он вошел в историю как город «алапаевских мучеников» – казненных на второй день после расстрела в Ипатьевском доме членов императорской семьи). На месте их гибели сейчас стоит мужской монастырь.

По «Императорскому маршруту» в сентябре проехала хорошая знакомая ведущей рубрики Светлана. Когда-то мы жили в одном районе, сейчас она пишет письма из Тюменской области. Говорит, плакала на каждой остановке. Все волнует, антураж вагонов выполнен в стиле начала ХХ века. Аудиогиды сопровождают туристов от города к городу. «Императорский маршрут» функционирует по выходным – тревожит память, и как у Пушкина призывает «милость к падшим».