22 октября Мажилис утвердил проект Закона «О Республиканском бюджете на 2026-2028 годы». На следующий день проект принял в работу Сенат. Ожидается, что утверждение в Верхней палате пройдет 20 ноября. Далее проект должен подписать Президент. Сегодня мы знакомим читателей с базовым этапом рассмотрения бюджета в Мажилисе.
«В условиях повышенной неопределённости»
Доклад на Пленарном заседании Мажилиса Парламента РК представил председатель Национального банка Тимур Сулейменов. Начало было ожидаемым: «Мировая экономика продолжает развиваться в условиях повышенной неопределенности. Сохраняются риски, связанные с геополитической напряженностью и изменениями в торговой политике ведущих стран». Но чем дальше Тимур Сулейменов докладывал, тем оптимистичнее воспринималось:
«По прогнозам МВФ, рост мировой экономики на 2025 год ожидается на уровне 3,2%, основных торговых партнеров Казахстана – на уровне 1,2% в Европейском союзе, 4,8% – в Китае и 0,9% – в России. Несмотря на внешние вызовы, экономика Казахстана демонстрирует устойчивый рост. По итогам девяти месяцев 2025 года ВВП увеличился на 6,3%. Наиболее значительный рост наблюдается в транспортной отрасли, строительстве, горнодобывающей промышленности, торговле и обрабатывающей промышленности»
За счёт чего растём?
Председатель Нацбанка объясняет так:
«Экономический рост поддерживается фискальным и квазифискальным стимулированием и высоким инвестиционным спросом».
Термины нуждаются хотя бы в кратком пояснении. Фискальное и квазифискальное стимулирование – меры государственной поддержки, прямые и косвенные. Это могут быть инвестиции в инфраструктуру, гранты для бизнеса, а также социальные программы в виде пособий, субсидий и т. п. «Квази» в данном случае – внебюджетная поддержка, когда включаются, например, банки или фонды. Здесь уместны льготные ставки, и это, на наш взгляд, наиболее прозрачный инструмент.
Инвестиционный спрос означает спрос на товары, ресурсы для производства и новых технологий, он зависит от ожиданий прибыли и тесно связан с процентными ставками.
Однако глава Нацбанка заметил: «…Наблюдается опережающий рост совокупного спроса. Отечественное предложение товаров и услуг не успевает за его ростом. В итоге это поддерживает инфляционный фон и спрос на импорт».
Бюджетный кодекс повышает качество планирования и прозрачность управления государственными финансами. Налоговый кодекс усиливает налоговое администрирование, упрощает систему, оптимизирует льготы, увеличивает собственные доходы бюджета, тем самым снижает зависимость от Нацфонда.
Тимур Сулейменов
Бич инфляции
В докладе приводятся проценты: в сентябре годовая инфляция составила 12,9%. Рост цен на продовольственные товары – 12,7%, непродовольственные – 10,8%, платные услуги –15,3%. Месячная инфляция и ее устойчивая часть также ускорились, а инфляционные ожидания населения остаются повышенными и волатильными.
Ценовое давление формируется совокупным воздействием внутренних и внешних факторов, из которых к внутренним относятся, помимо сильного спроса, активное потребительское кредитование, повышение тарифов на коммунальные услуги, рост цен на ГСМ. Если в январе инфляция составляла 8,9%, то в сентябре – 12,9%.
Без последствий ничего не осталось. «Повышенный уровень инфляции, снижение профицита торгового баланса и рост спроса на импорт послужили факторами ослабления национальной валюты», – говорится в докладе. 10 октября Национальный Банк в целях восстановления макроэкономического баланса и недопущения потери контроля над инфляцией повысил базовую ставку до 18%. Среди дополнительных мер, направленных на снижение инфляционного давления, стабилизацию инфляционных ожиданий, укрепление стоимости тенговых активов и национальной валюты, Нацбанк предпринял следующее (ниже ссылаемся на доклад).

Девять пунктов Т. Сулейменова
1. С сентября вступили в силу пересмотренные нормативы минимальных резервных требований (МРТ). Для ясности: МРТ – это обязательный минимум средств, который коммерческие банки должны держать в резерве, не используя для кредитования и других операций. До 13 апреля 2026 г. включительно для всех категорий обязательства банка в тенге – 3,5%, в инвалюте – 10%.
2. Зеркалирование валютных операций с 1 января текущего года. Зеркалирование – равные продажи и покупки иностранной валюты банками.
3. Новые макро- и микропруденциальные инструменты, направленные на охлаждение рынка розничного кредитования. С 1 апреля 2026 года банки начнут формировать дополнительный буфер капитала в размере 2% от риск-взвешенных активов по портфелю физических лиц. У БВУ будет меньше стимулов резко наращивать розничный портфель. Это вкупе с другими мерами будет мотивировать больше кредитовать корпоративный сегмент.
4. Совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка снижена предельная годовая эффективная ставка вознаграждения по потребительским кредитам – с 56% до 46%. Сейчас дополнительно рассматривается необходимость дальнейшего снижения до 40%.
5. Ужесточены подходы к проверке доходов заемщиков, чтобы исключить случаи искусственного завышения дохода за счет дублирования источника дохода, создания искусственных оборотов по дебетовой карте, депозитам, текущим счетам. Дополнительно в рамках обновления методологии будет проведен пересмотр критериев доходов, применяемых при расчете коэффициента долговой нагрузки.
6. С 1 января 2026 года вводится дифференцированное налогообложение доходов банков: ставка корпоративного подоходного налога по доходам от розничного кредитования составит 25%, а по кредитованию бизнеса – 20%.
7. Для ограничения роста закредитованности населения будет активирован новый макропруденциальный инструмент – коэффициент долга к доходу.
8. Совместно с Правительством и Агентством разрабатываются подходы к регулированию рынка рассрочек и BNPL-сервисов. Банковские рассрочки находятся в периметре регулирования. По небанковской рассрочке, например, продуктам застройщиков и автодилеров, для защиты прав потребителей финансовых услуг также планируется введение соответствующего регулирования.
Девятым пунктом Тимур Сулейменов «ключевым элементом антиинфляционной политики» назвал тесную работу с Правительством. В этом ряду – новые Бюджетный и Налоговый кодексы, «направленные на укрепление устойчивости государственных финансов, совершенствование бюджетной системы и стимулирование экономического роста».
Президент поручает
В докладе главы Нацбанка сообщается о реализации Комплекса мер по контролю и снижению инфляции. Кроме того, по поручению Президента Правительством совместно с Национальным Банком разработан и принят План по обеспечению устойчивости государственных финансов и повышению сбалансированности макроэкономической политики на 2025–2027 годы.
Документ предусматривает снижение дефицита общего и ненефтяного бюджета, проведение контрцикличной налоговобюджетной политики, повышение качества и эффективности предоставления мер господдержки, оптимизацию госрасходов и ряд других практических мер.
«Именно жесткая фискальная дисциплина уже в следующем году станет ключевым дезинфляционным фактором», – заверил депутатов Тимур Сулейменов.
Инфляция – один из главных факторов, влияющих на уровень благосостояния населения и устойчивость экономики. Ее рост снижает покупательную способность, ограничивает инвестиционную активность и создает риски социальной напряженности. Стабилизация инфляции остается одной из приоритетных задач государства. Национальный Банк будет внимательно отслеживать динамику инфляции и принимать необходимые решения в сфере денежно-кредитной политики, сохраняя баланс между ценовой стабильностью и экономическим ростом. Главная цель Национального Банка остается неизменной – достижение уровня инфляции в 5% в среднесрочной перспективе. Эта задача едина для Национального Банка и Правительства.
Тимур Сулейменов
В триллионах и миллиардах тенге
Доходы республиканского бюджета, принятые Мажилисом: в 2026 г. – 19,2 трлн тенге в 2027 г. – 21,2 трлн Тенге в 2028 г. – 23,2 трлн тенге
Расходы: в 2026 г. – 27,7 трлн тенге в 2027 г. – 28,8 трлн тенге в 2028 г. – 29,8 трлн тенге
Ключевыми направлениями расходов, как и всегда, остаются социальные обязательства, поддержка образования, науки, здравоохранения. На поддержку промышленности, агропромышленного сектора, продовольственной безопасности дополнительно перераспределяется один трлн тенге. 46,5 млрд тенге направлены регионам на инфраструктурные проекты. 5 млрд тенге заложены на поддержку скорой помощи:
будут создавать новые бригады, обновлять и ремонтировать технику, оплачивать работу медицинских и технических работников.
Из резервов правительства дополнительно выделят 30 млрд тенге на развитие регионов и 16,5 млрд тенге на обслуживание госдолга. Средства регионам направят на развитие, тепло-, электро-, газо- и водоснабжения, а также берегоукрепительные работы.
В утвержденном бюджете предусмотрено финансирование:
- 1,6 млрд тенге – на оплату труда учителей и улучшение условий в Республиканской физико-математической школе;
- средства заложены на архивное и библиотечное оборудование, а также текущие расходы Национальной академии наук;
- 111 млн тенге – на создание Национального словарного фонда казахского языка;
- поддержку анимационных мультфильмов на казахском языке и их распространение в Интернете;
- развитие интеллектуальных телепроектов «ХХI ғасыр көшбасшысы», «Азамат» и «Жайдар».
Депутаты поддержали финансирование разработки радиофармацевтических препаратов для лечения онкозаболеваний, что позволит Казахстану не только обеспечивать внутренние потребности, но и экспортировать препараты.
____________________
В КУЛУАРАХ
Отечественные интернет-платформы и СМИ освещали Пленарное заседание Мажилиса 22 октября и то, что звучало в кулуарах.
Вкратце:
- Повышение минимальной заработной платы в бюджете не предусмотрено. Об этом сообщается со ссылкой на вице-министра финансов Ержана Биржанова.
- В ближайшие пять лет может исчезнуть практика подачи налоговых деклараций предпринимателями. Ержан Биржанов объяснил так: сейчас все прозрачно, оплату, данные по доходам все видим – декларирование, как история, уйдет в небытие, но для этого надо работать.
___________________
КРИТИКА
На пленарном заседании Мажилиса фракции высказали озабоченность.
Партия «Ауыл» подсчитала, что недофинансирование АПК на 2026 год превышает 149 млрд тенге: 100 млрд – на инвестиционные проекты в молочной отрасли; 40 млрд – на транспортные субсидии экспортерам зерна; 6,7 млрд тенге – на борьбу с саранчой и карантинными вредителями; 2,6 млрд тенге – на компенсацию расходов АО «Продовольственная корпорация» за хранение стратегического запаса зерна – более 50% от требуемого объема не предусмотрено.
Объем государственного долга тревожит депутатов из фракции Amanat. К 2028 году общий долг достигнет 57,5 триллиона тенге, а расходы на его обслуживание составят 4,5 триллиона тенге или 15% бюджетных расходов. «Такая зависимость – реальный риск для экономики», считают в правящей партии. Отдельно подчеркивают, что «чрезмерный долг квазигосударственного сектора не может не вызывать беспокойства. К 2026 году он достигнет 70 млрд долларов – 20,5% от валового внутреннего продукта. То есть значительная часть экономики страны зависит от этого сектора. Таким образом, государство само загоняет себя в долги», – цитируют СМИ представителя фракции Елнура Бейсенбаева. Но, по его же словам, голосовать против бюджета – все равно, что рубить ветку, на которой сидишь.
Азат Перуашев, фракция «Ак жол», высказался на ту же тему:
«Из доходов бюджета практически выключен такой огромный ресурс, как квазигосударственный сектор… на 2026 год дивиденды от госхолдингов составят 112 млрд тенге, сразу вдвое ниже уровня 2025 года. При этом запланирована чистая прибыль фонда «Самрук Казына» – 2,5 трлн; холдинга «Байтерек» – 400 млрд тенге, то есть вклад квазигоссектора в бюджет составит лишь 5% их чистой прибыли».
Были предложения от депутатов пересмотреть базовую ставку для ветеранов, увеличить стоимость продовольственных пайков, повысить минимальную заработную плату с 85 до 110 тысяч тенге.
_____________________
ЦЕНЫ И МЕРЫ
- Если 10 октября Нацбанк повысил базовую ставку до 18%, то с 16 октября введен мораторий на дальнейшее повышение цен на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо до стабилизации уровня инфляции.
- До конца первого квартала 2026 года приостанавливается повышение коммунальных тарифов для всех групп потребителей.
- Росту цен на социально значимые продовольственные товары противопоставлена активность стабилизационных фондов – в два раза должны увеличиться объемы финансирования отечественных сельхозтоваропроизводителей. Как ожидается, это приведет к удешевлению социально значимых продовольственных товаров.
Социально значимые продовольственные товары:
- мука пшеничная 1 сорт
- хлеб пшеничный из муки 1 сорта
- рожки весовые
- крупа гречневая
- рис шлифованный, круглый, весовой
- картофель
- морковь
- лук репчатый
- капуста б\кочанная
- сахар-песок белый
- масло подсолнечное
- масло сливочное
- говядина (с костями)
- мясо кур (бедрышки)
- молоко 2,5%
- кефир 2,5%
- творог 5-9%
- Особое внимание предполагается уделять усилению работы региональных комиссий по выявлению необоснованных посредников и фактов завышения торговых надбавок.
- Для поддержания системы жилищно-строительных сбережений объем удешевленного ипотечного кредитования для населения будет увеличен в два раза. Через действующие программы «Наурыз» и «Наурыз-Жұмыскер» путем увеличения объемов кредитования до 500 миллиардов тенге, доступность жилья сохранится. Возобновит работу программа «Əскери баспана» для военнослужащих. Правительство заключит офтейк-контракты по строительству жилья, реализуемого в рамках данных программ. Застройщики должны будут три года работать на фиксированных ценах.
- Отечественные автопроизводители и банки второго уровня продолжат программы финансирования покупки легковых автомобилей населением. Внедряется механизм лизинга на покупку легкового автотранспорта для физических лиц. Комментируя 16 октября антиинфляционные меры, премьер-министр Олжас Бектенов подчеркнул, что Правительство строго следует установкам главы государства о необходимости повышения благосостояния каждого казахстанца









