Гонки по правилам

Сложилась непростая ситуация с выполнением требований правил дорожного движения мотоциклистами и мопедистами.

Привлекают

Как сообщает пресс-служба МВД РК, за пять месяцев 2025 года количество нарушений правил дорожного движения водителями мототранспорта в стране увеличилось. И наш регион не стал исключением. По данным Департамента полиции Костанайской области, с начала года у нас произошло десять дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта. В них один человек погиб, а десять получили различные травмы. (см. инфографику).

Два эпизода…

…из уличной жизни областного центра. Их свидетелем стал ведущий рубрики.

Первый случай произошел пару недель назад: примерно в 18 часов, на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Чехова, мотоциклист, за которым сидел пассажир, «убегал» от полицейской патрульной машины с включенными сиреной и проблесковым световым сигналом. Лихо повернул налево – слава Богу, что там не было встречных машин, но оторваться не удалось. И вот полицейские стали прижимать его к краю проезжей части. Тогда мотопассажир стал махать руками, что можно было расценить как «все-все, останавливаемся». Но это была всего лишь уловка: в определенный момент мотоцикл на огромной скорости понесся по проспекту в час пик. В потоке двигалась и наша редакционная машина. Поэтому не только я, но и коллеги увидели это преследование. Рассказали, что мотоциклист резко повернул в один из дворов многоэтажек, где, скорее всего, полностью оторвался от погони.

Второй эпизод – с улицы Дзержинского. Но там не было преследования. Просто мотоциклист пролетел пересечение с улицей Победы на зеленый сигнал светофора со скоростью минимум 120 км/час. Не преувеличиваю. Достаточно сказать, что попутные машины, которые тоже старались побыстрее проехать перекресток, мотоциклист обгонял как стоячих. Еще и лавировал между ними. И мощный рев его машины буквально через несколько секунд можно было слышать уже по проспекту Назарбаева. Понятно, что он успел повернуть туда тоже на «зеленый».

Но другое непонятно: зачем он устроил по городским улицам эту сумасшедшую гонку, которая в любой момент могла обернуться настоящей трагедией? А если бы на перекресток выбежал ребенок! А если бы водитель какой-то встречной машины, видя мотоцикл, повернул налево, не зная реальную скорость двухколесной машины!

Спорный вопрос

Не исключено, что сейчас у кого-то из читателей вызвали гнев не беспредельщики-мотоциклисты, а полицейские, которые преследовали нарушителя. Дескать, как так, ведь это запрещено: в таком случае возрастает риск, что лихачи собьют людей, врежутся в другой транспорт… Что ж, такие рассуждения вполне логичные, но ошибочные, если говорить с точки зрения закона.

Дело в том, что уже не раз представители отечественных СМИ задавали МВД РК вопрос на предмет погони полиции за мотоциклистами: можно или нет? И всякий раз получали ответ: можно. Более того, в определенных случаях полицейским разрешено таранить мотоциклы, мопеды и даже велосипеды. Причем в МВД пояснили, что такое решение патрульный экипаж принимает самостоятельно, исходя из характера правонарушения и его опасности для окружающих.

Да, в водительской среде ходят слухи о том, что в полиции якобы существует специальный приказ, запрещающий патрульным на авто догонять и уж тем более таранить мотоциклистов, нарушивших ПДД. Не скрываю, буквально несколько дней назад мне неофициально в очередной раз рассказали о таком внутреннем приказе МВД. Но согласитесь, что здравомыслящий человек должен опираться не на слухи, а на открытые источники информации. А они, повторяю, таковы: полиция Казахстана имеет право преследовать мотоциклистов, которые не выполняют требования об остановке.

Фото из архива Сергея МИРОНОВА
Инфографика Марии ДАВЫДОВОЙ