Запуск электронной очереди CarGoRuqsat на автомобильном пропуске «Кайрак» не зашел костанайским предпринимателям и со второй попытки. Коллапс на границе – это не просто неудобно, но и опасно, говорят они. Особенно в свете трагедии с шестью погибшими, которая произошла на прошлой неделе…
Фальстарт
Напомним, Ford Transit врезался в стоящий на проезжей части грузовик. В пресс-службе ДП Костанайской области «КН» пояснили, что он «двигался в сторону очереди». Авария унесла жизни шести человек. По предварительной версии, водитель уснул за рулем. Но ведь забитое дорожное полотно – дополнительный фактор риска. Об этом предприниматели говорили еще в прошлом году, когда CarGoRuqsat пытались внедрить на «Кайраке» впервые.
Впрочем, инициатива и без того заглохла на самом старте. Пробки стали больше, и без того узкое дорожное полотно – еще меньше. Отстойника на пункте пропуска нет. В ожидании своей очереди фуры стояли на проезжей части, легковушкам приходилось съезжать на обочину, рискуя оказаться в кювете.
Прошло полгода, на «Кайраке», который давно обещают реконструировать, не изменилось ровным счетом ничего, но наверху все же решили повторить эксперимент. Как всегда, с благими намерениями.
– С помощью системы электронной очереди CarGoRuqsat перевозчики могут заранее бронировать время пересечения границы, что обеспечивает оперативность и прозрачность прохождения, способствует недопущению скоплений грузовых автомашин, – пояснили в Комитете госдоходов РК за пару недель до запуска.
В параллельном мире госорганов электронная очередь выглядит так: перевозчик заходит на цифровую платформу Qoldau.kz, выбирает пункт пропуска, дату и время пересечения границы, заполняет еще пару граф и платит 1 МРП (3932 тенге). После этого он спокойно прибывает к назначенному времени и благополучно отправляется на территорию соседнего государства.
Граница на замке
Как показала практика нашей области (и не только нашей, забегая вперед), реальность несколько отличается от идиллической картины, нарисованной налоговиками. Электронная очередь на «Кайраке» начала работать 12 мая, и уже на следующий день в Сети появились фото и видео пробок на границе. Даже те, кто позаботился заранее и забронировал очередь, часами стояли бок о бок с теми, кто надеялся проскочить границу по старинке. В ДГД во всем обвинили как раз последних и пообещали, что очередь сократится, как только пройдет период адаптации. С тех пор прошло больше двух недель. Мы поинтересовались у грузоперевозчиков, адаптировались ли они и как обстоят дела на границе сегодня.
– Сейчас на пункте пропуска «Кайрак» две очереди – «живая» и электронная, – говорит председатель отраслевого Совета по вопросам транспорта Палаты предпринимателей Костанайской области Валерий СУСАРЕНКО. – Грузовые машины заняли всю проезжую часть. Встречные, которые идут со стороны России, вынуждены объезжать их по обочине. Парадокс в том, что даже те, кто забронировал место электронно, не могут пройти границу согласно своему времени. Потому что впереди может оказаться тот, кто бронировал позже, а пропустить вперед он не может: не разъехаться. Неразберихой пользуются некие предприимчивые люди, которые берут 20 тысяч тенге за пропуск без очереди. Изначально было понятно, что система несет коррупционные риски.
По словам Валерия Сусаренко, «Кайрак» наступил на те же грабли, что и в свое время сопредельный российский пункт пропуска «Бугристое». На первых порах, когда там ввели электронную очередь, были скандалы, поборы и даже аварии. Сейчас – тишь да благодать. Бардака нет. Зато есть просторная стоянка, разделительная полоса и освещение.
Груз проблем
Что еще не устраивает грузоперевозчиков? Недоработки в самой электронной системе. Даже добросовестные предприниматели иногда вынуждены делать выбор в пользу «живой» очереди. Проблема в том, что бронь на границе жестко привязана к одному направлению. Если машина уже заняла очередь на Китай, о параллельной на Россию можно забыть. Это буквально парализует логистику. И хотя очереди формируются на месяцы вперед, в день X транспорт регулярно оказывается в ловушке заторов или просто «выпадает» из системы.
Напомним, на казахстанско-китайской границе CarGoRuqsat внедрили еще в ноябре 2022 года. Казалось бы, период адаптации, о котором говорили наши местные налоговики, давно уже должен пройти. Но электронная очередь и там буксует: предприниматели терпят колоссальные убытки, простаивая сутками. В прошлом месяце, когда на границе в очередной раз застряли сотни фур, в Комитете госдоходов пояснили, что в логистическом хаосе виноваты и сами водители. Мол, они то опаздывают, то, наоборот, приезжают раньше времени, «ломая» электронную очередь.
Мы поинтересовались у костанайских перевозчиков, почему так происходит.
– Такое чувство, что люди, которые сидят в Минфине и Минтранспорта сами никогда дела с транспортом не имели, – говорит предприниматель и общественник Алдан МЕНКЕЕВ. – Президент сказал, что нужно внедрять цифровизацию, и чиновники исполняют, не задумываясь о том, как это будет работать на практике. У нас даже поезда и самолеты приходят с опозданием… Я считаю, что надо посадить министра на легковую машину в Костанае, забронировать ему здесь очередь на Узбекистан и посмотреть, приедет ли он к назначенному времени. Сомневаюсь, что он даже на легковой машине это сделает. Что тогда говорить о грузовых?
Свою маленькую тележку к нашему возу проблем прибавляют перевозчики из других стран. Находясь за тысячи километров отсюда, они бронируют места, а потом по разным причинам не доезжают до границы в назначенный день. По сути, они создают искусственный ажиотаж: система выдает, что мест нет, хотя по факту они есть. По данным сайта Qoldau.kz, с начала этого года просроченных пропусков уже 29882.
Пути решения
На казахстанско-китайской границе дело сдвинулось с мертвой точки. На днях стало известно, что пункты пропуска «Нур Жолы» и «Хоргос» будут работать круглосуточно до 30 июня 2026 года. Также страны договорились согласовать взаимное признание рентгеновских изображений с досмотровых комплексов, оптимизировать распределение транспортных потоков и рассмотреть вопрос по расширению количества полос движения и пограничного моста на переходе пунктов пропуска.
«Кайраку», который считается одним из загруженных пунктов Казахстана, расширение количества полос тоже бы не помешало, как и наличие инфраструктуры – стоянок, санузлов, пунктов питания для водителей. Причем озаботиться этим нужно было еще до ввода электронной очереди, считают предприниматели.
Сейчас перевозчики просят отсрочить внедрение электронной очереди и формулируют свои предложения, чтобы отправить их в НПП «Атамекен».
Тем временем в параллельном мире налоговиков по-прежнему все спокойно. В ДГД Костанайской области «КН» сообщили, что ситуация на «Кайраке» под контролем: затора нет, жалоб от грузоперевозчиков не поступало.
СПРАВКА
CarGoRuqsat интегрирована с 18 государственными информационными системами. Это позволяет перевозчикам получать актуальные сведения о наличии штрафов, задолженностей, а также о необходимых документах для транспортировки товаров.
С момента запуска на 24 пунктах пропуска казахстанскороссийской границы системой уже воспользовались более 200 тысяч грузовых автомобилей. В Костанайской области электронная очередь – на АПП «Кайрак», «Аят», «Желкуар», «Убаган», «Акбалшык», «Кондыбай».
Иллюстративное фото из архива Сергея МИРОНОВА