Хранитель времени

Так можно сказать об Александре КУРГУЗКИНЕ. Он уже 16 лет экскурсовод в Рудненском историкокраеведческом музее. И совсем не жалеет о том, что поменял педагогическую стезю на эту работу.

Две линии

Александр Григорьевич встречает нас при параде – в пиджаке, на левом лацкане которого значок необычной формы.

– Это знак, означающий мою принадлежность к казакам, – гордо говорит Александр Кургузкин. – Отношусь к потомственным казакам. Во мне слились две линии – сибиряков и оренбуржцев. Более ста лет назад на территории Тургайского уезда, так тогда назывался, стояло два казачьих войска. Многие поселки были станицами. Как, например, Пресногорьковка ныне Узункольского района. Мои прадеды – сибирские казаки – выходцы из этой станицы, а я – коренной рудничанин.

Вещь в себе

Мы стоим у экспозиции, представляющий быт переселенцев. Здесь трюмо, кровать с подзором, напольные самотканные коврики, настенные резные часы, швейная машинка «Зингер», патефон.

– Патефон, кстати, рабочий, – замечает мой взгляд экскурсовод. – Он хорошо сохранился. По тем временам такая вещь считалась роскошью. Поэтому с него, можно сказать, пылинки сдували.

Александр Григорьевич уверен, что предметы могут многое рассказать о времени, о своих владельцах. Он показывает на оружие, которое в экспозиции лежит под стеклом:

– Наш ветеран войны принес русскую кавалерийскую саблю и ножны. Она в его роду с 1705 года, с Петровских времен. Эта сабля в руках бойца принимала участие в Полтавской битве! Кавалерийские сабли затачивали на треть, так как это было колюще-рубящее оружие, им наносили удар сверху. Затачивать на всю длину не было смысла. А вот казачью саблю или восточную затачивали на всю длину. Это оружие было в ходу в 15-17 веках. Считалось модным и удобным, крестообразная гарда не сковывала, когда оружием махали, и надежно защищала кисть.

Рубикон пройден

Александр Кургузкин по специальности учитель истории. На выбор профессии повлиял… учитель истории Светлана Горевая, которая преподавала в 19 школе. Талантливый педагог привила любовь к своему предмету, давая больше материала, чем было написано в учебниках. «Еще выдающийся педагог Василий Сухомлинский сказал, что совершенный учитель – тот, кто любит и детей, и предмет, который преподает», – процитировал Александр Григорьевич. Это было как раз про Светлану Горевую. И Александр тоже захотел стать таким же педагогом.

Работать он начал сразу после школы в Рудненском совхозе, параллельно учился в вузе. В сельской школе Александр Григорьевич трудился девять лет, потом работал в городской школе. В итоге как-то пришел в музей. Да так там и остался. Это было в 2009 году.

– Педагог и музейный экскурсовод, кажется, разные профессии, но в них есть много общего, – рассуждает мой собеседник. – В музее нужно быть и преподавателем, и артистом, и гидом – всем понемногу. Эдаким универсалом. Все зависит от того, кто пришел к тебе. Малыши из детсада или старшеклассники. К каждому свой подход, свой язык, своя манера.

Общаться с Александром Григорьевичем – одно удовольствие. Он сыплет историческими фактами, которые трансформирует в разные истории. Речь ли о карателях Колчака, погубивших в 1919 году более 80 человек в селе Алексеевка, которые отказывались служить… Или же о подвиге литовской девушки Маритэ Бежитэ, которая буквально из-под колес грузовика спасла в Рудном двух девочек, а сама погибла.

Так, за разговорами, я прошла по всем выставочным залам. Словно для меня провели индивидуальную экскурсию. И уже прощаясь в дверях, поймала себя на мысли, что хочу вернуться сюда. К этому человеку – хранителю времени.

Автор фото Сергей Миронов