Художник, который видит чуть больше

Для него каждая выставка или премьера в театре – нечто большее, чем просто культурное событие. Он старается заметить то, что обычному зрителю не удается. Так поймать эмоцию в кадре, что это может стать отдельным объектом творчества. Речь о фотохудожнике, блогере, авторе интернет-платформ о костанайской культуре Георгии ШАПОВАЛОВЕ.

Эксклюзивно

В последние месяцы все, кто посетил Костанайский областной русский драмтеатр, заметили фотовыставку под авторством Георгия Шаповалова. Что ни снимок (с репетиции или премьеры спектакля), то наталкивает на свою тему: будь то женские тайны, мужские слабости, или «у каждого свои скелеты в шкафу»… Ты, как зритель, вроде и знаешь, откуда эта сцена, что за герои, сюжет постановки, но автор фото создает свою атмосферу. Словно сам себе режиссер, который видит иное прочтение. Оттого и интересно, эксклюзивно.

Сам себя Георгий определяет как «свободный художник», эдакий личностный бренд, основанный на том, что нести культуру в массы можно и нужно. При этом он отдает предпочтение именно исполнительскому искусству. Театральная выставка это только подтверждает. «Почему? Наверное, потому, что не пытаясь быть профессиональным критиком, я через свои ощущения, через свой фотообъектив стараюсь донести то, что не попадает в поле зрения обывателей. Может, на просмотре очередного спектакля зритель что-то упустил, не увидел, не заметил. А я поймал эту эмоцию в кадре, остановил мгновение. Вовремя!».

Его работы – это эдакая сублимация театрального искусства и изобразительного. Фотографии, которые сейчас представлены на выставке, не из разряда «художник пишет себя», скорее, «художник видит других». И другое. Выбор у автора при этом большой – без преувеличения миллион снимков. Но он замечает что-то такое, что выводит стоп-кадр за рамки обыденности, создает свою историю.

В роли стула

Споры вокруг того, мечтает ли зритель оказаться на месте актера, были и во времена Шекспира, и при жизни Чехова, продолжаются и сегодня. Пристрастие Георгия к искусству Мельпомены тоже наталкивают на вопрос: связано ли это с тем, что он мечтал или мечтает побывать в роли актера или остается вечным зрителем?

«Выбираю первый вариант! – улыбается наш герой. – Все люди всю свою жизнь играют разные роли. Кто-то искренне, кто-то нет. Актерство в этом случае – более честный ход. В реальности примеривать маски стало нормой, но, увы, не всегда в рамках этики. Если для актера это служба, он честен перед зрительным залом и перед самим собой. Он играет, хотя в жизни может быть другим. Мы же, пришедшие в театр, тоже все играем в той или иной степени. Вопрос: кого? Желательно себя».

Однажды Георгий Шаповалов настолько погрузился в тонкости и детали репетиций в театре, настолько увлекся игрой, что не выдержал и попросил роль… стула. Готов был идти к директору театра с просьбой – мол, возьмите меня на сцену, даже в качестве немого свидетеля, того самого дворецкого, который за весь спектакль только и делает, что двери открывает. Но потом понял, что с фотоаппаратом в руках он может сделать куда больше.

Охота начинается

Каждый третий звонок – и для нашего героя начинается охота. Фотоохота. «Да, я действительно чувствую себя фотоохотником, – подтвердил Георгий. – В чем-то это даже животный инстинкт. Что важнее – поймать эмоцию или композицию? Прежде всего, эмоцию. Вторая по умолчанию. Композицию нельзя объяснить, ее нужно чувствовать. А вот актерскую эмоцию, которая может «блеснуть» лишь один раз за спектакль, нужно ловить».

Сегодня время, когда большую часть жизни обывателя занимает телефон в руках – соцсети, Интернет, блогерство. У каждого при этом и фотоаппарат, и видеокамера доступны в секунду. Что-то понравилось, навел камеру с телефона, нажал кнопку. Вот и ты – фотоохотник, фотохудожник, можешь тут же все выложить в зону общего доступа. Нет ли ощущения, что фотоискусство, благодаря тем самым современным технологиям, превращается в обыденность, исчезает творчество, момент божественной искры. Как тот же Прометей – добыл огонь у богов, теперь мы на нем яичницу жарим…

«Так надо же быть тем самым Прометеем! – рассмеялся художник. – А если серьезно, то в любое время искусство останется искусством. Будь то кино, театр или изотворчество. Да, меняется в моем случае инструмент – был пленочный фотоаппарат, затем цифровой, теперь телефон, завтра, возможно, еще какой. Но как ты это прочувствуешь и донесешь через снимок идею, эмоции, переживания? Насколько это совпадет с общими ощущениями зрителей? Получилось ли передать тот самый творческий огонь? Ведь есть те, кто не увидел и уже, возможно, не увидит эту постановку. А тут вот они – фотокартины, словно тот самый след в истории театра. Через них ты можешь окунуть зрителя, желающего познать искусство. Вот и моя выставка – попытка запечатлеть историю, мотивация для того, чтобы поделиться сотворчеством. Есть такое выражение «тактильная визуальность» (связь зрительного восприятия с тактильным, когда зритель интуитивно догадывается о тактильных свойствах визуально воспринимаемого объекта, опираясь на личный или культурный опыт. – Прим. авт.). Так вот, где то, что обыватели «щелкают» на свои телефоны? Уходит в небытие. А искусство продолжает жить».

Фото автора