Костанай может и должен использовать опыт внедрения искусственного интеллекта. Так считает выпускник Vanderbilt University магистр социальных наук Виталий РУДНЕВ, принимавший участие в шестой Лаборатории инноваций в сфере высшего образования в Маниле (Филиппины).
Нажать на кнопку мало
Виталий Руднев уже знаком читателям «КН»: автор этого материала не раз обращался к нему как к эксперту в области английского языка. Он один из немногих преподавателей, имеющих международный сертификат TESOL, дающий право обучать языку в странах, где английский не является государственным. По первому диплому у него редкая профессия – политолог. Окончил КазГУ, работал в Академии наук РК, в институте философии.
Инглиш для него не хобби, а необходимый инструмент, который позволяет не только иметь свой кусок хлеба с маслом, но и помогает изыскивать возможности для постоянного самосовершенствования. Виталий учился в США по программе имени Хьюберта Хамфри от Fulbright, в академии IELTS в Квинсленде (Австралия).
Всегда интересовался журналистикой, поэтому пару лет назад окончил магистратуру КРУ им. А. Байтұрсынұлы. Выступал на наших страницах как спикер по политическим темам. Его трудно застать в Костанае. И вот недавно покорена еще одна точка на карте – Манила (Филиппины).
– Виталий, круг твоих интересов широк. Здесь и политика, и философия, и иностранная филология, и журналистика. Искусственный интеллект – не помеха ли он интеллекту живому, человеческому, который формируется и совершенствуется годами. А тут ИИ – нажал кнопку и получил результат.
– В случае с искусственным интеллектом нажать на кнопку недостаточно, чтобы получить нужный результат. Сегодня, когда мир в своем общении с ИИ находится, выражаясь молодежным языком, на хайпе, это кажущаяся легкость. Нынешнее представление о ИИ можно сравнить с отношением к компьютеру в начале 90-х. Тогда тоже говорили, что компьютер заменит человека, будет писать за него и музыку, и картины. Спустя тридцать лет мы видим, что ПК – это всего лишь инструмент, и человеческий разум ничто не заменит. Все это применимо и к искусственному интеллекту. Но здесь его истинное предназначение станет ясно гораздо раньше.
Цель – развеять мифы
– Итак, Лаборатория инноваций в сфере высшего образования. Каков масштаб этого мероприятия и кто его организатор?
– Организатором Лаборатории выступает Азиатско-Европейский фонд ASEF (AsiaEurope Foundation), единственное связующее звено двух континентов в рамках межправительственного форума «Азия – Европа» ASEM, объединяющего 51 государство. В него входит и Казахстан. На эти полсотни государств приходится 60 процентов мирового валового продукта и две трети всей мировой торговли. Собственно Лаборатория – это платформа, на которой эксперты в сфере образования стран форума совместно создают новые подходы к обучению. В этом году семинар проходил на Филиппинах и был полностью посвящен роли университетов во внедрении искусственного интеллекта.
– Сегодня это не просто горячая тема, это мировой тренд в области высоких технологий. Кто-то считает ИИ переоцененным, кто-то откровенно его побаивается. Модно говорить о том, что завтра ИИ даже заменит преподавателей.
– Как раз таки целью Лаборатории было развеять эти мифы и найти способы, как сделать эту технологию доступной для всех, а не только для IT-специалистов. Мы не обсуждали замену, мы обсуждали помощь. Ключевыми темами были, например, такие: «Может ли ИИ сделать образование более личным, не делая его менее человечным?». Или: «Является ли ИИ еще одной инновацией или это совершенно новая глава в истории человечества?». Для того чтобы попасть на семинар, я отправил свой проект и был включен в число участников.
Для начинающих

– О чем был ваш проект, и как шла работа над ним в рамках Лаборатории?
– В Маниле я работал над проектом «Искусственный интеллект без барьеров: практические навыки использования ИИ для взрослых» вместе с другими участниками. Точнее, это была небольшая международная группа, в которую входили Янг Бонг из Великобритании, Нутан Балле из Мальты и Агата Кролик из Польши (на фото). Я был единственным участником мероприятия, представлявшим Казахстан. В итоге мы вчетвером разработали сертифицированный курс – специально для людей, не являющихся программистами. Курс может дать практические навыки взрослым учащимся, особенно из социально уязвимых групп или людям с невысоким уровнем цифровой грамотности. В соответствии с целью ООН «Никого не оставлять позади».
– Чему конкретно могут научиться люди на данном курсе?
– Цель курса – не обучить сложному кодированию, а научить использовать то, что уже доступно каждому: как правильно общаться с чат-ботами, как использовать приложения для перевода или генераторы изображений для решения повседневных задач. Важная часть курса – создание эффективных подсказок (prompt engineering), то есть, как правильно задать вопрос ИИ, чтобы получить максимально точный ответ. И, конечно, большое внимание уделено этическим аспектам использования искусственного интеллекта.
Не забывать об этике
– Ваш проект, таким образом, сфокусирован на первых шагах – на базовой грамотности для взрослых. Обсуждался ли вопрос, куда в целом движется ИИ в образовании?
– Если представить, что наш проект – это фундамент, то другие команды работали над этажами и инфраструктурой. Например, были проекты о том, как ИИ может ускорить методы цифровых исследований в высшем образовании, или как он кардинально меняет систему оценки и анализа успеваемости студентов. Разрабатывались также модели грамотности в области ИИ для поступающих в университеты.
– То есть работа была сфокусирована на технических и академических задачах?
– Не только. Большое внимание было уделено гуманитарным и этическим вопросам. Например, параллельно с нами работала группа над проектом «ИИ и цифровая этика». Другая изучала «Мышление с помощью ИИ». Был даже проект «Эко миростроительства на основе ИИ» – о том, как можно использовать ИИ для повышения устойчивости сообществ. Это наглядно показывает, что сегодня мир рассматривает искусственный интеллект не просто, как занимательное приложение, а как инструмент, глубоко влияющий на процессы эволюции общества.
– А насколько применимы идеи, например, базовой грамотности или эко миростроительства в Костанае? Полезны ли будут подобные микрокурсы местным вузам?
– Это не просто применимо. На мой взгляд, полезно и интересно для наших университетов, стремящихся идти в ногу с мировыми тенденциями. Внедрение таких микрокурсов дает большие преимущества. Например, учащийся может использовать микрокурс как ступеньку для дальнейшего, более углубленного изучения в сфере ИИ и цифровых технологий.
Другой мир
– С искусственным интеллектом в образовании разобрались. Страну-то удалось хоть немного посмотреть?
– Хоть немного удалось. Ввиду большой занятости на семинаре в основном познакомились с жизнью университета De La Salle, принимавшего у себя Лабораторию. Непростой была, конечно, и дорога туда и обратно. Перелеты с пересадками, смена аэропортов, джетлаг. Но полученные впечатления и знания стоили того. Замечу, что Лаборатория одновременно работала в трех локациях – в Словакии, в Китае и на Филиппинах. Мне повезло попасть в Манилу, в том смысле, что это наиболее экзотическое место из всех трех – совершенно другой мир, другой уровень жизни и иной менталитет.
– Что больше всего удивило в филиппинской системе высшего образования?
– Наверное, система сертификации преподавателей, принятая у них – в аттестации участвует искусственный интеллект. Помимо оценки успеваемости студентов, таким образом, ИИ еще и помогает принимать решения в кадровых вопросах.
Фото ksu.edu.kz и предоставлено В. РУДНЕВЫМ








