По итогам прошлого года число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в Казахстане, увеличилось на 133,7%. И пока наверху в кабинетах разрабатывают масштабные меры, десятиклассница из Тобыла Диляра ЕСЕНЖОЛОВА составляет карту опасных участков на дорогах своего маленького города.
Маршрут построен
В руках Диляры план местности вокруг общеобразовательной школы №1 г. Тобыла. Ее родная школа, кстати. Это не просто схема, а целая Дорожная карта проблем, испещренная значками. Проект Диляры так и называется «Save Way to School» (Безопасный путь в школу).
– Вот, смотрите, улица Казахская, – расшифровывает карту Диляра. – Этот значок обозначает, что нет тротуара. Пешеходы делят проезжую часть с машинами. Здесь же катаются дети на самокатах и велосипедах. На большой скорости или в темное время суток – а вы знаете, что зимой школьники и утром идут затемно, и вечером, если учатся со второй смены – пешехода можно запросто не заметить. Жители предлагают установить «лежачий полицейский». Вот тут есть пешеходный переход, но разметка быстро стирается и «зебру» почти никогда не видно. В прошлом году на нем сбили маленькую девочку.
Судя по карте, дорога в школу №1 – та еще полоса препятствий. Вокруг множество предупреждающих значков: «нет тротуара», «не хватает освещения», «ямы на дорогах», «не хватает светофора», «бегают бездомные собаки» и даже «подозрительные люди». Кстати, тема бродячих собак в Тобыле стоит особенно остро. Те места, где четвероногие сбиваются в стаи, лучше обходить стороной.
Путь Диляры
Чтобы собрать все дорожные ред флаги воедино, Диляре пришлось проделать огромную работу. Она намотала немало километров по району, стучась в двери соседей, заходя в небольшие магазинчики, опрашивая детей и взрослых. Ее метод – живое общение, потому что люди, которые ходят одним и тем же маршрутом годами, а порой и десятилетиями, знают его до мельчайшей трещинки в асфальте. Они – настоящий кладезь информации, которую не найти в официальных отчетах.
– А что потом? Карта – это всего лишь рисунок проблемы, – интересуемся у Диляры.
– А потом будем решать эти проблемы, – отвечает Диляра. – Даже если получится установить хоть один «лежачий полицейский» или светофор – это уже большая победа. Я уже думала о том, как все, что на бумаге, можно воплотить в жизнь. Встречалась с местным участковым, родительским комитетом школы и даже депутатом Айнагуль Алимгазиной. Она обещала поддержать мою инициативу, когда все будет готово.
За кадром еще много рутинной, но важной работы. Диляра не просто рисует карты, она изу чает статистику ДТП в городе Тобыле, анализирует места происшествий, сопоставляет данные. Карта с каждым днем обрастает новыми символами, фиксирующими не только проблемы, но и свидетельства аварий. Конечно, чтобы стереть их все, понадобится очень много лет и, что немаловажно, бюджетных миллионов. Но уже сейчас этот «путеводитель» можно использовать. Например, его могут изучать дети, которые ходят в школу самостоятельно. Или их родители, чтобы подкорректировать маршрут ребенка – выбрать, может, и чуточку более долгий, но зато менее опасный вариант.
О лидерах
Инициатива Диляры – часть большой программы Beginit, которая помогает реализовать социальные инициативы школьникам по всему миру. Чтобы попасть в нее, школьнице пришлось пройти жесткий отборочный тур и доказать свои лидерские качества. Впрочем, этого Диляре не занимать. Сейчас она является помощником президента школы, и ее жизнь – сплошной калейдоскоп мероприятий, людей и идей.
– Школьный парламент действительно нужен или это символ, как английская королева?
– Нужен, – не задумываясь, отвечает Диляра. – И прежде всего, для самих школьников. Мы учимся принимать решения, действовать самостоятельно, что-то постоянно придумываем и очень много общаемся.
– Это же отнимает уйму времени…
– Раньше, когда была помладше, я посещала по семь-восемь кружков одновременно. Была очень занятым ребенком, но везде успевала. Молодой организм все стерпит (смеется). Энергия, помноженная на целеустремленность, – мощная сила.
Маленькое большое дело
В глубоком детстве (а всем подросткам кажется, что 10 лет им было очень давно) Диляра мечтала стать стюардессой, но, по ее словам, подвел рост. Когда девочка поняла, что не подходит под параметры бортпроводниц, нацелилась на социальную сферу. Сейчас ей это нравится больше всего – помогать, поддерживать, генерировать идеи. Мама полностью разделяет интересы дочери. Она и сама работает с людьми – в образовательном центре.
– В работе над проектом мама мне тоже помогала, – улыбается Диляра. – Когда у меня чтото не получалось и у меня опускались руки, она тут же придумывала какой-то выход. Очень важно, когда тебя окружают понимающие люди.
У Диляры много друзей, и проект лишь расширил круг ее общения, подарив единомышленников по всему Казахстану, в том числе и тех, кто картографирует опасные участки в разных уголках страны.
Конечно, кто-то взрослый скажет, что это пустая трата времени и сил. Что Диляру выслушают в чиновничьих кабинетах и благополучно забудут про ее карту, которой она посвятила много месяцев. Но с таким подходом можно вообще ничего не делать. А можно пойти другим путем и начать с себя. Ведь если одна 16-летняя девочка может так много, то что тогда можем все мы, объединившись?
СПРАВКА
За 2024 год в Костанайской области зарегистрировано 1232 ДТП, что почти в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года (452 ДТП). В результате аварий 1578 человек получили травмы разной степени тяжести и 83 погибли. Согласно статистическим данным, из 1578 раненых – 831 мужчина и 747 женщин, в том числе 304 несовершеннолетних. Из 83 погибших – 62 мужчины и 21 женщина, в том числе 3 несовершеннолетних. Подавляющее большинство всех ДТП по области происходит по вине водителей (1197 ДТП), по вине пешеходов произошло 21 ДТП.
Фото Сергея МИРОНОВА, скриншот с карты