Когда связи решают

Почему за связь платим все больше, но при этом ее качество часто оставляет желать лучшего? Как государство «лечит» радиофобию? Что делать с тюремными «глушилками»?

«КН» собрали самые острые вопросы, с которыми обратились жители Костанайской области к вице-министру искусственного интеллекта и цифрового развития РК Досжану МУСАЛИЕВУ (на снимке) в ходе недавнего визита в регион.

Дорого и сердито

– Почему операторы сотовой связи регулярно повышают тарифы, и можно ли как-то повлиять на их стоимость, чтобы услуги стали доступнее? Недавно в СМИ появилась информация, что с 1 января 2026 года ожидается подорожание связи на 20%, но при этом ее качество часто оставляет желать лучшего.

– Во-первых, наше министерство тарифы не устанавливает. В 2017 году в целях развития конкуренции в Предпринимательский кодекс были внесены изменения, и министерство прекратило регулировать ценообразование. Потому что, исходя из экономической теории, регулирование тарифов приводит к деградации отрасли.

Согласно Закону «О связи», оператор имеет право повышать или понижать тарифы, если есть экономическое обоснование. В целом хочу сказать, что наша страна большая, и операторы очень много вкладывают в инфраструктуру. Они устанавливают базовые станции даже в селах, где живут 50 человек. Они никогда не окупятся, но операторы все равно идут на этот шаг, чтобы у людей в районах была связь.

Во-вторых, все оборудование они закупают за рубежом и расплачиваются валютой. Соответственно, при повышении курса их расходы растут. Один из ключевых моментов – энергопотребление базовых станций. Одна станция потребляет столько мощности, сколько 15-20 квартир. И если цена на электроэнергию растет, соответственно, операторы вынуждены повышать цены на свои услуги. Прогнозируемое повышение на 15-20% связано в том числе и с этим. Также не будем забывать, что инфляция в стране в этом году официально составляет 12%. Все эти факторы влияют на расходную часть операторов.

Но при этом сотовые операторы предлагают различные тарифы. Например, можно взять семейный на 5-7 человек – это выходит выгодно. Я сам пользуюсь одним таким тарифом, плачу 6000 тенге за трех абонентов. Думаю, это вполне адекватная цена. Также есть социальные тарифы. Насколько я помню, это от 10-13 гигабайт трафика за 1500-2000 тенге. Подходы разные – можно подобрать оптимальный тариф с учетом запросов и цены.

Другой вопрос – дифференцированный подход к тарифообразованию. На недавней пресс-конференции после заседания правительства задали вопрос: почему за хороший и плохой Интернет люди платят одинаково? Операторы связи пообещали подумать над этим. Возможно, для абонентов в регионах с плохим качеством связи, где есть только 3G, и кто пользуется малым количеством трафика, цены будут пересмотрены. Обсуждение идет, но я не могу сказать точно, что дифференцированный подход все же будет внедрен в ближайшее время.

Сигнал за решёткой

– Жители Костаная, которые проживают в районе учреждения уголовно-исполнительной системы №38 (в народе – «четверка». – Прим. ред.), жалуются на постоянные перебои со связью. Причина в том, что в колонии используют средства подавления сигналов – «глушилки». Понятно, что безопасность превыше всего, но в данном случае нарушают права граждан. Можно ли решить вопрос таким образом, чтобы действие «глушилок» распространялось только на территорию учреждения, не затрагивая жилые дома?

– Мы в курсе этой проблемы. К сожалению, заключенные каким-то образом получают телефоны и используют сотовую связь в мошеннических целях. И поэтому КУИС МВД вынужден действовать таким образом. Но мы также понимаем, что они воздействуют и на жителей, которые живут рядом. Буквально две недели назад у нас была встреча с вице-министром МВД, где мы нашли комплексный подход, который позволяет учесть интересы и граждан, и уголовно-исполнительной системы. Полностью раскрыть подробности не могу, скажу только, что речь идет о методе без использования «глушилок» – путем выявления тех мобильных устройств, которые находятся на территории учреждения. И мобильные операторы активно участвуют в этом вопросе. В Астане механизм уже выработан, теперь нужно подключиться на местном уровне, а министерство со своей стороны максимально окажет содействие.

Алло, вас не слышно!

– В нашем регионе наблюдается неравномерное распределение мобильной связи. В некоторых районах, где установлены антенно-мачтовые сооружения Tele2, абоненты других компаний – Beeline и Altel – сталкиваются с нестабильным приемом сигнала или его полным отсутствием. Можно ли решить вопрос с помощью шеринга (совместное использование инфраструктуры. – Прим. ред.), чтобы клиенты всех операторов получали качественные услуги?

– «Белые пятна» есть и всегда будут. Физику никто не обманет. Но у операторов связи есть лицензионные обязательства, они получили частоты и должны полностью охватить всю территорию. Поэтому в их интересах самим выявлять эти «белые пятна». Если есть конкретные жалобы, вы можете обратиться на портал e-Otinish. Но единственное хотел бы сказать, что часто граждане просто пишут: «Нет связи». Предпринимательский кодекс защищает бизнес, поэтому нужно указывать конкретные точки и приложить перечень документов. Мы проверяем, сначала делаем предупреждение. Если нарушения не устраняют, штрафуем. Но, я думаю, операторы и без этого максимально готовы решать такие вопросы. Хочу призвать их, если есть возможность, самим договориться насчет шеринга.

Битва за крыши

– При устранении «белых пятен» операторы связи часто сталкиваются с противостоянием со стороны населения. Они не могут установить базовые станции на крышах многоквартирных домов, потому что жильцы верхних этажей отказываются давать согласие: боятся излучения. Можно ли урегулировать этот вопрос на законодательном уровне, чтобы не тормозить развитие связи в регионе?

– Понятно, что нужно строить не только на крышах, но и устанавливать антенно-мачтовые сооружения. Кстати, Костанайская область – один из активных регионов в плане строительства АМС. Можно сказать, даже в лидерах. Но не везде есть свободные земли, не везде можно обеспечить безопасность, и иногда самым быстрым вариантом является крыша.

Мы сами инициировали законопроект, позволяющий устанавливать базовые станции на крышах без согласия жильцов. Сейчас он находится на согласовании с госорганами и должен зайти в Мажилис в конце ноября. К сожалению, во время обсуждений мы встретили активное сопротивление со стороны общества. С одной стороны, люди хотят хорошей связи, с другой – выступают против установки базовых станций. Надеюсь, что при обсуждении в Мажилисе мы найдем компромисс.

Хочу сказать от себя: наше министерство за то, чтобы базовые станции на крышах стояли. Люди говорят о каком-то вреде, излучении. Но есть строгие требования, в том числе и со стороны санэпиднадзора. Если станции не соответствуют нормативам, их просто не допустят к установке.

При этом в Казахстане очень жесткие требования по уровню излучения. В некоторых странах предельно допустимый уровень электромагнитного излучения от базовых станций в 10, а то и в 100 раз больше. На Западе, к примеру, 100 микроватт на квадратный сантиметр и выше, а в Казахстане стандарт – всего 10 микроватт. Это очень безопасно.

Фото gov.kz