Правительством утверждена Концепция «Дети Казахстана» на 2026-2030 годы. Документ охватывает четыре ключевых направления – обеспечение прав детей в сферах безопасности, образования, здравоохранения, семьи и…
И социальной защиты. Сегодня говорим о безопасности. Собеседник «КН» – директор Регионального учебно- методического центра психологической поддержки и воспитательной работы Елена ПЕТРЕНКО.
Когда школу слышат
– Елена Александровна, какие риски для безопасности детей сегодня считаются наиболее критичными?
– Мы имеем дело с целым набором определенных угроз, которые накладываются друг на друга. Наиболее критичные – буллинг, скрытая травля, разного рода эмоциональное насилие, игнорирование и стигматизация детей. Причем они не всегда имеют характер открытой агрессии, к чему мы привыкли раньше, во времена еще советской школы. Значение приобрели и такие «тихие» формы, как бойкоты, насмешки, систематическое обесценивание – давление через соцсети.
Одна из глобальных угроз – цифровая среда. Ребенок живет в двух реальностях – онлайн и офлайн. Кибербуллинг, а вместе с ним и «вредный» контент, вовлечение подростков в опасные сообщества, давление через мессенджеры, то есть все, что происходит вне поля зрения взрослых, оказывает колоссальное влияние на психику детей.
Следующий блок угроз – это семейные риски: неблагополучие, эмоциональное пренебрежение к ребенку, насилие в семье, отсутствие моральной поддержки. И зачастую школьные педагоги и психологи первыми замечают последствия таких семейных взаимоотношений, но не всегда имеют инструменты для раннего реагирования. Новая Концепция «Дети Казахстана» – им в помощь! Важно, что этот программный документ впервые рассматривает безопасность ребенка не фрагментарно, будь то психологическая защита или соцпомощь и так далее, а именно системно – от семьи до школы и цифрового пространства, а также межведомственного взаимодействия.
– Хватает ли сегодня школьных психологов для реализации Концепции «Дети Казахстана» в Костанайской области?
– Нужно признать, что нет. И, да, есть вакансии. Дело даже не в количестве требуемых специалистов, а в целом в существующей нагрузке на них и функционале. Сегодня школьный психолог вынужден в одиночку и документацию вести, и реагировать на кризисы, закрывать отчеты, работать с родителями и педагогами. Нагрузка просто огромная! На профилактику и поддержку ребенка остается крайне мало времени. Большим подспорьем является онлайн-платформа, где все виды диагностики рассчитываются автоматически. Но тем не менее пока не все школы оснащены такими помогаторами. В будущем, как сказано в Концепции «Дети Казахстана», будет создана единая платформа для совместной работы. Тогда, наконец, все школы, даже малокомплетные, получат возможность системной деятельности.
В новой госпрограмме говорится и о повышении статуса и роли психолога. Безусловно, программные документы важны. Но куда важнее, когда ребенок ощущает, что в школе есть человек, который может оказать ему реальную помощь и поддержку. И это не только психолог, но и социальный педагог, классный руководитель – все специалисты службы психолого-педагогического сопровождения.
СПРАВКА
Концепцией «Дети Казахстана» предусмотрено:
- масштабирование идеологемы «Закон и порядок»
- внедрение часа педагога-психолога в школах
- воспитание детей в духе «Адал азамат» («Честный гражданин»)
- открытие кабинетов помощи для детей, пострадавших от насилия
- создание единой цифровой платформы психологической диагностики
- охват менторством всех детей, нуждающихся в поддержке
- внедрение искусственного интеллекта в камеры видеонаблюдения для выявления буллинга, а также усиление ответственности интернет-платформ за несвоевременное удаление противоправного контента.
Внеклассная работа
– Как все же в настоящее время контролируется реальное состояние безопасности детей, а не только отчетность?
– Вопрос правильный, потому что формальная отчетность наших детей не защитит. В Казахстане в последние годы открыто двадцать Центров психологической поддержки и тем самым создана сеть по областям для соответствующей поддержки в школах. В республике работает профессиональный штат из восьми тысяч психологов. Их деятельность контролируется как отчетными формами, так и работой на различных платформах. Ну и, конечно, к контрольным функциям я бы отнесла наши исследования по безопасности школьной среды, буллингу.
В новой программе «Дети Казахстана», кстати, продуман ряд шагов, чтобы уйти от ситуации, когда контроль безопасности школьников производится лишь на бумаге. Для этого вводятся конкретные индикаторы, цифровые инструменты, регулярный мониторинг, а не разовые проверки. Речь идет не только о количестве проведенных мероприятий, а больше о динамике обращений детей.
Внимание в первую очередь сосредоточено на результатах психологической диагностики повторных случаев насилия и буллинга. Важны также сигналы, которые дети сами подают. Для этого у нас работает Единый республиканский контакт-центр по вопросам семьи, женщин и детей – 111.
Во всех регионах действуют Институты Уполномоченных по правам ребенка, которые также стоят на страже детских интересов. В три раза увеличен и штат специалистов органов опеки, что создает куда более профессиональные условия для проработки социально значимых вопросов, чем это было ранее. Важно и то, что благодаря принятию новой Концепции появится межведомственный контроль. Школа, получается, не останется один на один с проблемой, а подключатся и органы соцзащиты, правоохранительные и другие организации.
Не молчи!
– Насколько сегодня распространен буллинг в школах Костанайской области и какова его скрытая часть?
– Как практикующий психолог могу отметить, что официальная статистика не всегда отражает реальную картину. Тем не менее в настоящее время проводится системная работа. Мы используем опросники по сборнику «Оркен», а также реализуем собственные областные программы. Элементы буллинга, безусловно, фиксируются, и дети говорят об этом в ходе анкетирования.
В 2024-2025 учебном году по поручению комиссии по делам несовершеннолетних было проведено независимое анонимное исследование по выявлению буллинга в школах Костанайской области. По его итогам специалистами нашего Центра отработан комплекс профилактических и корректирующих мер. А в конце прошлого года мы провели повторный замер, который показал улучшение ситуации на 15 процентов. Это значимый результат, поскольку речь идет не о долях процента, а о реальных изменениях.
В 2026 году планируем проведение более углубленных исследований по данной теме. Напомню, что с сентября прошлого года во всех школах и колледжах Костанайской области внедрена программа «ДосбоLIKE». По истечении полугода мы проведем очередной мониторинг и проанализируем промежуточные результаты.
Кроме того, в регионе действует областная программа «Код-актив», направленная на выявление фактов буллинга. Она позволяет ребенку анонимно сообщить о проблеме. Существует четкий алгоритм реагирования: в течение двух дней вопрос должен быть рассмотрен и решен. Во многих случаях специалистам удается отработать ситуацию оперативно «здесь и сейчас», не допуская ее перерастания в серьезную психологическую проблему и помогая ребенку сохранить комфортные условия обучения и общения.
– Что делать родителям, если школа формально выполняет требования, но помощи ребенок не получает?
– Есть алгоритм, который никто не отменял: родителям нужно письменно обратиться к руководству школы с письменным запросом, а также в наш Региональный учебно-методический центр психологической поддержки и воспитательной работы (тел. доверия 8(7142)38-08-58). Мы сразу подключаемся, индивидуально отрабатываем с каждым ребенком и с организацией образования. Наш Центр абсолютно бесплатно предоставляет системную очную индивидуальную психологическую консультацию, в том числе семейную. Предусмотрены и консультации по телефону или онлайн (если у человека нет возможности приехать, а помощь нужна прямо сейчас). К тому же у нас есть во-семь аккаунтов во всех крупных пабликах. В том формате, в каком ребенок пожелает получить помощь, в том мы ее и оказываем. К тому же в каждом фойе школы висит портрет и контактные данные Уполномоченного по правам ребенка Несибели Басеновой, которая также всегда открыта к общению.








