В Красном Кордоне люди и сосны взрослеют вместе – год за годом, кольцо за кольцом.
Дача
В первой части «Пробуйте лес на язык» («КН», 16 октября) мы писали о Красном Кордоне – селе в реликтовом тысячелетнем сосновом бору. Лес уцелел на песках среди степей и стал настоящим форпостом природы. Здесь сосны держат на себе небо, а рядом живут особенные люди: школьное лесничество «Беркут» вместе со своими наставниками бережно сохраняет лес, выращивает новые деревья и учит других чувствовать его вкус и дыхание. Красный Кордон – место, где древняя природа и человеческая преданность соединяются в одну судьбу.
Мы остановились на том, как ученики из экокласса школы в селе Алтынсарино (Альжанка) приехали в Красный Кордон на экскурсию. Во время прогулки по школьному дендрарию дети не только слушали, но и пробовали ягоды на вкус – барбарис, можжевельник… Следующим пунктом экскурсии стал Аракарагайский лесхоз. Издавна его называют «Дача».

Дача – это не про загородный домик, а про базу лесхоза. Начало этой даче было положено в далеком 1887 году. Можно сказать, что Красный Кордон и вырос из нее. Только сначала топоним у села и дачи был другим – Горелый Кордон. Но люди научились защищать бор: вручную копали вокруг него ров, оберегали от непрошеных гостей, выставляли дозоры, берегли каждую сосну. И вместе с памятью о пожарищах постепенно ушло и старое название.
О пожарах детям рассказывал Андрей Жиляев, начальник пожарно-лесной станции Аракарагайского лесхоза. Фамилия показалась знакомой, а потом я вспомнил, что руководитель отряда «Беркут» – Татьяна Жиляева. «Это его супруга, – поделилась основательница отряда «Беркут» Валентина Фунтикова. – А я его родная сестра».

«Вот как у вас здесь все династийно», – сказал я. И по думал, что, пожалуй, по-другому и быть не может. В этом древнем лесу есть что-то такое, что он сам рождает себе хранителей так же естественно, как рождает новые сосны. В лесу, как и в деле, все держится на корнях.
«Бибик, Канцибер, Полунины, Линд – старожильские семьи, которые жили и работали в лесу поколениями. Урбановичи прибыли в Красный Кордон относительно недавно, но также оставили заметный след в нашем лесном хозяйстве», – перечисляет Валентина Фунтикова.
С закрытыми глазами
В это время Андрей Жиляев рассказывает и показывает. Из его слов дети узнали, что площадь Аракарагайского лесхоза 48520 гектаров. Лесхоз включает три лесничества – Краснокордонское, Убаганское и Владимировское.
«Проблема последних лет – сухие грозы. Чаще всего пожары возникают из-за них, – рассказывает Андрей Жиляев. – Два года назад гроза шла над бором, словно стрелок в тире. Сухие молнии били одна за другой – раз, два, три… Всего 11 очагов подряд. Вышки едва успевали давать координаты, пожарные машины уходили в разные стороны. Но ни один из ударов не стал бедой: все пожары локализовали в тот же день».

Татьяна Жиляева у конторы замечает Вадима Ивлева. «Познакомьтесь, ребята, Вадим Витальевич. В 2009 году, когда образовалось школьное лесничество «Беркут», Вадим был школьником и бойцом отряда. А теперь он директор лесхоза, в котором мы находимся».
Вадим Ивлев, кажется, немного смутился от неожиданного внимания. Когда школьники ушли, он рассказал газете, что еще в детстве с отцом (инженером леса) объездил весь бор, и уже тогда решил связать с ним свою судьбу. Только он не говорил «решил связать свою судьбу». Лес не любит шума, а лесники – громких слов.
Был лесником, егерем, инженером, а сегодня – директор.
– А если вас опустить ночью на вертолете в какой-то квартал леса, не заблудитесь?
– Может быть, с закрытыми глазами найду путь. Каждую тропу ногами прошел, – улыбнулся директор.
Детский сад
В первой части мы писали о поручении Президента высадить в Казахстане за четыре года два миллиарда деревьев. В этом году программа завершается. В Аракарагайском лесхозе этот процесс идет постоянно.
Цифры поражают: за последние два года выращено 2 млн 649 тысяч однолетних сеянцев и 2 млн 98 тысяч двухлетних. В этом году только «Беркут» на площади три гектара высадил 16200 саженцев.

Мы на экскурсии в питомнике. Будущие сосны – чуть выше подошвы, а их веточки щекочут ладони, а не колют. Питомник окружен взрослым лесом. Здесь много осин: они не только формируют защитную стену от ветра, но и служат важной частью экосистемы. На их стволах развешано множество скворечников: птиц специально привлекают, чтобы они помогали бороться с вредителями. Так лес замыкает круг.
Школьники-гости набрели на дубы, а под ними – на желуди. Вскоре каждый собрал трофеи, а кто-то даже попробовал раскусить их. Ребята из отряда «Беркут» уже немного устали, ведут гостей по экотропе. Это дорога в лесу, где растут и очень старые деревья – по 200 и более лет.

Анна Дерляйн, Анна Кукоба, Матвей Иванов, Максим Полунин, Роман Марухин, Артем Барабанов – ребята, с которыми я познакомился. А всего в отряде 25 человек. Не все они видят свое будущее в лесу. Анна Дерляйн серьезно учит иностранные языки.
– Наверное, уедешь, да?
Анна улыбнулась:
– Знаете, что бы ни случилось, меня можно забрать из леса, но лес из меня уже не заберут.
Фото Сергея МИРОНОВА








