Время между двумя революциями в Кустанае было бурным. Культурная жизнь – не исключение. Поскольку собственное театральное искусство только зарождалось, на местной сцене чаще блистали заезжие артисты.
Каких таких Пронских будете?
У гастролеров учились: как оформлять сцену, как организовать продажу билетов, как нанимать и вести расчеты с участниками труппы. В местной историографии неоднократно упоминался некто П.С. Питаев-Пронский. Период активности этого антрепренера, режиссера и актера в Кустанае приходится на 1905-1909 годы. Тогда, по сведениям местных архивов, Питаев-Пронский организовал в нашем городе несколько спектаклей, частично благотворительных: в пользу детского приюта, детей погибших в русско-японской войне солдат и т.п.
Кто же такой Питаев-Пронский? Где он жил до приезда в Кустанай и после отъезда из наших степей? Как звали-величали этого, как ныне говорят, продюсера, и откуда взялся столь звучный, но характерный для афиш начала XX века псевдоним?
Пронские – известная аристократическая фамилия в России. Точнее, русско-литовский княжеский род, который даже управлял одноименным княжеством в XIV-XVII веках. Но наш Питаев-Пронский вряд ли что-то слышал об этом. Вторую часть своей фамилии он позаимствовал у известного актера Императорских Петербургских театров Платона Пронского, этакого гуляки и сердцееда. А вот как раз Платон Пронский (настоящая фамилия Владимиров) назвался так в честь полузабытых к тому времени князей. О нем можно почитать в мемуарах «Закулисная хроника Петербургских Императорских театров» актера Александра Нильского.
Питаев – настоящая фамилия. Благодаря афишке, выставленной на одном из интернет-аукционов, мы, наконец, узнали имя и отчество актера – Павел Степанович.
Смутное время
Афишка, отпечатанная на рисовой бумаге, извещает о бенефисе известного театрального деятеля Павла Степановича Питаева-Пронского 15 декабря 1904 года в Троицке. Ставили драму в пяти действиях драматурга Евтихия Карпова «Рабочая слободка». В Кустанай режиссер-распорядитель прибыл как раз из Троицка. До этого он блистал в Урюпинске, Барнауле, Томске.
Одинаково хорошо владел русским и украинским языками. Со своей труппой, состав которой постоянно менялся, ставил спектакли в двух версиях. Часто под эгидой товарищества русско-малорусских драматическоопереточных артистов. То была большая корпорация бродячих театров, с кучей руководителей, что-то наподобие многочисленных групп «Ласковый май» в конце XX века. Чтобы официально ответить на вопрос: «А вы, господа, собственно, кого представляете?».
Время было смутное. В труппу передвижного театра могли попасть и беглые революционеры, и уголовники. Да и сами актерские кооперативы являли собой образчик свободомыслия. Например, та же «Рабочая слободка» рассказывала о тяжелых буднях простых горожан в духе общественных настроений, царивших в канун революции 1905 года.
Занавес
Театральную карьеру рядового лицедея Павел Питаев начал где-то в Барнауле. Участвовал все в том же товариществе, был занят в спектаклях «Запорожцы за Дунаем», «Мазепа», «Борцы за идеи». Когда в 1900 году в Тобольске открыли новый театр, так называемую Народную аудиторию, актеров среди местных не нашлось. Решили пригласить уже известных в Сибири профессионалов. Как сообщалось, из Тюмени в Тобольск прибыл актер ПитаевПронский. Принимал участие в серьезных постановках: «Василиса Мелентьева» Островского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Дядя Ваня» Чехова.
Газета «Сибирская жизнь» в 1900 году опубликовала рецензию на украинский спектакль «Наймичка»: «Пятиактная драма Карпенко-Карого исполнена была в общем недурно. Господин Питаев-Пронский был очень типичным и по голосу, и по манерам старым дедом».
Что сподвигло, в конце концов, Питаева-Пронского оказаться в 1905 году в Кустанае? Скорее всего, положение простого актера его уже не устраивало. Организовал собственную труппу, где он мог играть все главные роли, а заодно ставить и собирать деньги. Однако конкуренция среди бродячих театров в то время была очень высокой. Приходилось, думается, «осваивать целину».
После революции след театрального деятеля, безусловно, стоявшего у истоков кустанайской театральной сцены, снова теряется в Сибири. Есть предположение, что вместе со своим коллективом Питаев-Пронский играл в период Гражданской войны и перед красными, и перед белыми. Последнее представление могло быть дано, предположительно, перед колчаковцами в Омске.
Личные дела Павла Степановича Питаева и его сына Николая Павловича Питаева, относящиеся к 1926-1927 годам, хранятся в историческом архиве Омской области. Тридцать листов этих дел не оцифрованы. Но, скорее всего, в них и таится информация о том, как кустанайский антрепренер завершил свой жизненный путь.