Продолжение темы автором не планировалось. Но читательница из Карасуского района рассказала историю водовода в своем селе. Не буду подыскивать эпитеты из ряда вон, но напрашивается именно так: «Из ряда вон»
На деньги коррупционеров
В конце декабря в селе Павловское аким района торжественно дал старт новому водопроводу (водоводу). Внимание: объект обошелся в 792 млн тенге. Это деньги коррупционеров! Государство, как и обещало, после изъятия преступно нажитых денег вкладывает их в проекты для народа. В нашем случае, это новые резервуары по 200 кубов, разводящие сети по селу – вода в каждый дом, – плюс три новых рабочих места для своих жителей. Но что омрачает радость? Воды нет.
За 14 км по разбитой дороге
Жамбылский сельский округ – два села: Павловское и Жамбыл. Между ними 14 км разбитой дороги. В Павловском 384 жителя, в Жамбыле – 458. В Павловском – средняя школа, в Жамбыле – девять классов. При символическом запуске водовода не предполагалось, что в 2026 году вода придет и в Жамбыл. На ментальном (возможно) уровне деньги на воду для Жамбыла могли найтись в 2026 году (кто знает, сколько коррупционеры накапливают их для народа). Но так или иначе, а на момент написания материала централизованной подачи воды нет ни в Павловском, ни в Жамбыле. К примеру, по разбитой дороге – 14 км – в Жамбыл поступает привозная вода.
«Вы – власть!»
«Насчет воды решите уже что-нибудь. С 31 декабря вода в кранах если и появляется, то на полчаса. У них то оператор на обеде, то поломка, ходит видео как намаз там читают. А где вода? Такие речи говорили, а воды нет – ни помыться, ни постираться. Как жить?». Послание адресовано власти, местному акиму Сайлау Иманбекову. И не одно такое письмо от жителей он получил – во всяком случае, так утверждает читательница:
– В совхозе говорят, что решает насчет воды, отвечает за водокачку аким. Вы – власть! А вы говорите совсем по-другому. Но мы же люди! Мы Новый год провели нестиранные и немытые. У людей нервы сдадут – мы будем к журналистам обращаться.
Аким отвечает:
– Живу так же, как и вы. Воду мне никто и ниоткуда не возит. Из колонки набираю и себе, и скоту. Водой занимается предприятие «Шыгыс», а не аким. Этот водопровод еще не приняли на обслуживание. Сам хожу к Малаеву (директор ТОО «Ак Кайын К». – Прим. авт.), спасибо, трактор дает, чтобы по улицам провезти воду. И спасибо ему, что пекарню держит. В ГКП «Шыгыс» обращаюсь – они говорят, что объект в эксплуатацию еще не принят. Вы меня журналистами пугаете? Пусть приезжают, пусть попробуют работать в современных условиях. То не сделано, это не сделано, а попробуйте сделать, сядьте на мое место.
Читательница:
– Как так, «Шыгыс» еще не принял наш водопровод, а ленточку зачем тогда разрезали?! Речи толкали. Наш активист (фамилию не привожу, хотя она указана. – Прим. авт.) выступал: наконец будет у нас вода! А сам теперь без воды сидит. Все там были такие умные, а оказывается, еще ничего не приняли.
Карьера – рискованное поприще
Акима Жамбылского сельского округа Сайлау Иманбекова знаю с тех пор, как в 90-е годы он пришел корреспондентом в районную газету «Убаганская заря». Не по профилю была работа (у Иманбекова хорошее образование), но у него получилось. Мне, честно говоря, приятно, что он и Светлана Мусапирова, которых я принимала на работу как журналистов, сделали карьеру. Светлана Сагиндыковна – председатель Алтынсаринского районного маслихита, Сайлау Рустемович – аким. С ним у нас связь надолго прерывалась, а потом мне как-то прислали видео: аким сельского округа «Жамбылский» наизусть выразительно читает «Песнь о вещем Олеге» – объемное произведение А.С. Пушкина. Так мы снова (время от времени) стали общаться – как любители благородной поэзии. А из переписки с нашей читательницей вдруг узнаю, что он «журналистов не боится – пусть приезжают». Вышла на связь. Настроение у бывшего коллеги было неважное. Не потому ли, что намедни в районном акимате случилась, мягко говоря, неприятная история с одним из замов?
– Хотите, чтобы я масла в огонь подлил? Не буду. Я этому заму сочувствую, потому что… (пауза)…
Что я могла бы сама сказать на этот счет: не все, кто попадает в подобные истории, имеют дурные намерения. Не всем людям во власти хватает профессиональных знаний – это одна из причин. Если он приезжает работать в огромный сельский район, а сам не знает сельской жизни, то ждать хорошего не приходится. Карьера – рискованное поприще. Никому не угодишь. И сверху, и снизу на тебя смотрят как на потенциального нарушителя какихто параграфов.
С другой стороны, люди голосовали за акимов. 15 июля 2024 года в местной прессе (есть в Интернете) прошло сообщение, что «сразу трех сельских акимов избрали в Карасуском районе… при высокой электоральной активности населения». Выборы тогда проходили в Жамбылском, Карасуском, Люблинском сельских округах. По Жамбылскому округу в список избирателей были включены 703 человека, из них 504 проголосовали за Иманбекова.


На снимках – начало строительства системы водоснабжения в селе Павловское Жамбылского
сельского округа, июнь 2025 года. На бывшие деньги коррупционеров сделать можно многое
для народа. Да финиш пока не тот…
Голосуют и за кого, и за что
Спор акима с нашей читательницей – отдельная тема. Женщина правильно говорит: вы – власть! ГКП, хотя и отвечает за водовод, но властью не является. Выборы акимов – как раз наделение народными полномочиями человека, которому отданы голоса. Он за все отвечает, но… Кроме полномочий аким фактически ничего не имеет. Этому парадоксу много лет, он заржавел. Иманбеков, к примеру, просит бизнесмена Малаева помочь в том, что является жизнеобеспечением села и сельчан. К сожалению, мне не удалось поговорить с Талгатом Валиевичем, его тоже давно знаю как человека опытного и рачительного.
«Средь оплывших свечей и вечерних молитв…»
– Слушаю Высоцкого, – так отвечает Сайлау Иманбеков на вопрос, как можно себя вернуть в нужную колею, когда дела не ладятся. Приводит в пример песню из фильма «Айвенго» про то, как «нужные книги в детстве читал». Ничего не стоит сейчас в телефоне найти эту песню: «Средь оплывших свечей и вечерних молитв…». Кто из нас не слушал Высоцкого в трудную минуту (материал пишется незадолго до дня рождения Владимира Семеновича, до 25 января). Но дело здесь еще и в том, что в Жамбылском сельском округе часто гасят свет – не думаю, что в других не гасят. Об этом тоже сообщила читательница. «Оплывшие свечи», выходит, не только цитата, но и реальность. Почему нет света в очень отдаленном селе?
По вопросам устойчивости энергетической системы
29 декабря Акорда сообщила, что под председательством Президента Казахстана КасымЖомарта Токаева прошло заседание Совета безопасности РК по вопросам устойчивости национальной энергетической системы.
Были заслушаны доклады министра энергетики Ерлана Аккенженова, министра водных ресурсов и ирригации Нуржана Нуржигитова и ряда руководителей государственных органов.
Президент отметил, что в нынешних реалиях энергетическая безопасность обеспечивает независимость и экономическую устойчивость государства. В настоящее время ресурсов страны в целом достаточно для самообеспечения электроэнергией, однако растущий спрос требует рационального и эффективного использования мощностей.
Подчеркнута необходимость развития отечественных маневренных мощностей. Наряду с планами развития газовой генерации, систем накопления энергии… уделено особое внимание вопросам научно-технического и кадрового обеспечения отрасли.
Кто скажет Президенту?
Совет безопасности – мощный рычаг государства. Энергетика – мощный двигатель экономики. Это масштабы. Конечно, о сельском округе (округах, будем честно говорить, что он не единственный), которому среди бескрайних равнин не хватает воды и света, в главном здании страны не упоминали. Но они, такие округа, существуют. Только найдется ли сельский активист, который бы, вступив в переписку с теми, кто там работает, напомнит о себе словами: «Вы – власть!»?
ЛЮДМИЛА ФЕФЕЛОВА.
ФОТО С САЙТА QOSTANAI.MEDIA








