Утро начинается с хороших новостей – кто-то сегодня впервые вызвал такси через приложение, кто-то самостоятельно добрался до магазина, а кто-то приготовил себе завтрак. Для большинства людей – банальные вещи, а для незрячих – маленькие подвиги, которым костанайцев и рудничан обучают в ОО «Мир нашими глазами».
Данна
«Штаб-квартиру» Общественного объединения для слабовидящих и незрячих найти довольно легко. Переступив порог Костанайского пединститута, следуйте по желтым тактильным полосам. Кстати, и они, и подъемники для колясочников, и таблички со шрифтом Брайля стали частью здания в 2023 году, когда здесь обосновалось ОО «Мир нашими глазами».
В небольшом уютном помещении у каждой вещи свой узнаваемый ландшафт или звук: шашки с рельефным узором, книги, написанные «точечным» шрифтом Брайля и даже… говорящая мультиварка. У порога, где сложены разномастные трости, нас встречает Данна Султангалиева – идейный вдохновитель и основатель Общественного объединения.

– Зрение начало падать еще в 2007 году, – рассказывает о себе Данна. – Сначала третья группа, потом вторая, первая… Совсем не вижу с 2014 года. Конечно, сначала это сложно было принять. Начиная с базовых навыков, которые ты теряешь почти полностью, и заканчивая психологическими барьерами. Но вскоре я начала выходить, подружилась с людьми, которые находятся в такой же ситуации. И как-то на курсах ко мне подошел Дуйсенгали Оспанов (руководитель ОО «Yмiт-Надежда». – Прим. ред.) и сказал: «А почему бы вам не открыть свое молодежное объединение?».
Проект Данны делал первые шаги в маленькой комнатке бывшего РАГСа по ул. Аль-Фараби, где с трудом помещались всего несколько человек. Сегодня масштабы посерьезнее: около 200 подопечных в Костанае и Рудном и почти десяток направлений – от цифровой грамотности, английского и казахского языков до трудотерапии и спорта. Данна показывает, как пользуется голосовым воспроизведением на смартфоне:
«Могу общаться в WhatsApp, заказать такси, оплатить онлайн-покупку и даже полистать TikTok. Этому нас обучает Евгений Кондратенко. Кстати, знаете, почему Жени сегодня нет? Он уехал на Кубок по парадзюдо. А ведь совсем недавно вернулся из Киргизии с международных соревнований по самбо. У нас много именитых параспортсменов: Динара Куджулова, Аня Грачова (правильно через «о»), Александр Норвайша…».

Евгений Кондратенко помогает незрячим ориентироваться не только в цифровом мире, но и в обычном материальном. Если вы когда-то видели в центре Костаная делегацию людей с тростями – это его подопечные. Учатся ориентироваться на местности. Кстати, есть у незрячих такой термин «непринятие трости». Многие ее стесняются и запирают себя в четырех стенах. Данна признается, что и она через это прошла. А теперь называет тифлотрость подружкой. Кстати, выглядят современные помощники незрячих любопытно – есть перископические, которые «съеживаются» до размера зонтика, есть складные, есть даже с подсветкой.
– У меня такая же была, последней модели, – говорит Данна. – Оставила нечаянно в такси, и кто-то забрал. И кому она могла понадобиться?
Хотя изначально ОО «Мир нашими глазами» задумывалось как молодежное объединение, совсем скоро контингент стал максимально разновозрастным.
– Недавно к нам в Рудненский филиал начала ходить 10-летняя девочка Айару. Поначалу даже не разговаривала, была очень замкнутой, а сейчас прыгает, улыбается, учителя ее нахваливают. Как и Санжара, к которому мы в школу ходили, – говорит Данна.

Категория 80+ в активности молодежи не уступает, а где-то даже превосходит. Особенно в творческом плане. При объединении есть свой театральный кружок, который сейчас готовится к премьере.
– Что за постановка? – спрашиваем.
– Наши артисты держат интригу… Приходите и сами все увидите, приглашаем!
Тунзала
На столе лежит металлическая рамка с окошками – прибор для обучения письму Брайля. На пластине выгравировано «Ленинград». Спрашиваем у педагога Тунзалы Аббасовой, откуда раритет.
– Мне этот прибор еще в школе выдали, – улыбается Тунзала. – Советский удобнее, чем современные. Для обычных людей высота точки незначительна, а для незрячих, особенно возрастных, у которых нарушена чувствительность пальцев, – очень важна.

Тунзала родилась незрячей. Заметил это отец, когда девочке было три месяца. Мама поначалу не верила, а, может, просто не хотела верить – в роду ни у кого не было проблем со зрением. Но диагноз врача был категоричным – Тунзала не будет видеть никогда. Это не мешало ей окончить школу, а потом и университет. В 2020 году девушка получила диплом по специальности «Русская филология», но хотела обучать чтению и письму именно слабовидящих. Найти работу не могла, пока судьба не свела ее с Данной.
Теперь Тунзала знает английский, турецкий и казахский шрифт Брайля, в процессе – арабский. Она обучает не только незрячих, но и школьных учителей, которые работают с особенными детьми. Первопроходцами стали педагоги из школы №17 Рудного, где как раз и училась Айару. Тунзала берет в руки грифель и терпеливо объясняет:
«Каждая буква – набор из точек, максимальное количество – шесть. Например, буква «А» – одна точка сверху в углу. Обратите внимание, что пишем мы справа налево, а читаем – слева направо».

Рядом с Тунзалой лежит букварь для незрячих. Тоже «ветеран»: страницы чуть затертые, но еще вполне читаемые пальцами. Букварь не для детей, он разработан именно для взрослых, которые когда-то видели. Поэтому «А» в нем обозначается сначала выпуклым контуром обычной буквы, а рядом – той самой одной точкой Брайля. Читать таким шрифтом очень сложно. Во-первых, нужно запомнить огромное количество точечных комбинаций. Во-вторых, нужно развить чувствительность кончиков пальцев. Поэтому ученики Тунзалы больше любят писать.
Но есть и исключения. 80-летняя Валентина Ерохина – книжный рекордсмен, она читает в год более 600 книг, написанных шрифтом Брайля. А могла бы и больше, шутят в объединении, если бы книги проще было достать. Издания очень дорогие. Стоимость тех, что мы видели в ОО «Мир нашими глазами», достигает средней зарплаты рядового костанайца. Поэтому каждый завоз новых книг в библиотеку им. Толстого для Валентины Александровны – праздник. В августе, например, фонд пополнили около 100 «точечных» томиков. Непрочитанных уже не осталось.
– Наверное, она самый быстрый читатель в нашей области, – говорит Тунзала. – Некоторые говорят: «Зачем нам этот Брайль?». Но я, например, на слух информацию хуже воспринимаю. Мне удобнее читать. Опять же в любом госучреждении можно найти нужный кабинет без посторонней помощи.

Наталья
– Для вас не проблема налить воды в стакан, погладить белье, зажечь газовую конфорку… Но завяжите себе глаза и попробуйте все это сделать на ощупь, – фраза педагога по бытовому самообслуживанию Натальи Ерохиной заставляет задуматься. – Сложнее всего приходится, конечно, тем, кто был зрячим и только учится жить в темноте. Некоторых, например, как наша новенькая Айдана, родители просто не подпускали к ножу: «Ой, порежешься!». Но ведь бывают моменты, когда рядом никого нет, и приходится надеяться только на себя.
Наталья родилась в семье незрячих, поэтому все необходимые бытовые навыки освоила еще в раннем детстве. И сейчас с удовольствием делится опытом с другими. Гордость импровизированной кухни – говорящая мультиварка. Принцип как у обычного гаджета, только на каждое нажатие кнопки мультиварка отзывается механическим голосом. Набор блюд нехитрый, но с такой штукой голодным точно не останешься. «Режима «бешбармак» только нет», – смеются собеседники. И тут же признаются: беш все же варили, кулинарный эксперимент удался.
Мультиварка с озвучкой – штучный экземпляр. Это подарок Евгения Кондратенко, о котором мы уже упоминали. Сейчас такой бытовой техники практически не достать, поэтому «помощницу» берегут.
– Побольше бы таких штук, которые незрячим жизнь облегчают, – вздыхает Наталья Ерохина.

Общественное объединение частично финансирует государство – выдает госзаказ на обучение незрячих. На остальные нужды – оборудование, праздники, концерты – активисты ОО собирают с миру по нитке. Иногда приходится непросто. К примеру, Наталья готовилась к республиканским соревнованиям по паравелоспорту без… велосипеда.
– Ставили обычные велосипеды на станки и крутили педали, – говорит Наталья. – Потом нам из Петропавловска передали велосипед-тандем. Тренировались на нем все – и мужская, и женская команды. Неудобно, конечно, ведь его каждый раз нужно настраивать под себя. Но вроде нам скоро должны два велосипеда из Китая привезти. Мы с Полиной этого очень ждем.
Полина Филатова – пилот, она сидит спереди. Наталья Ерохина – стокер, соответственно, на заднем сиденье. Таким тандемом леди накатывают десятки километров за раз.
– Уже холодно, а мы шапки и перчатки натянули – и в путь! – смеется Наталья Ерохина. – Кстати, я неплохо скинула на велосипеде, привела себя в форму. 40 км для меня – вообще не расстояние, а вот 70-80 уже тяжеловато.

Амангельды
Темнота – не значит одиночество. Это первое, что понял Амангельды Рахметов, придя в ОО «Мир нашими глазами». Ему почти 70 лет, но в объединении его шутливо, но уважительно называют «отличником». А все потому, что он осваивает навыки с молниеносной скоростью – будь то цифровая грамотность, письмо шрифтом Брайля или ориентирование на местности.
– Я попал сюда совсем недавно, потерял зрение в прошлом году внезапно, после операции, – поделился Амангельды Рахметов. – В одно утро я просто вместо окружающего мира увидел темноту. Понял, что что-то нужно делать. Услышал по телевизору, что есть такое объединение. Позвонил, девчата меня пригласили сюда. Здесь я научился пользоваться смартфоном заново, могу уже набирать текст на компьютере. Напечатал стихотворение Чуковского «Муха-Цокотуха», теперь оно у меня висит дома. Друзьям говорю, что это моя дипломная работа (смеется). Очень важно, что я научился ориентироваться в пространстве – могу сам в машину сесть. Поначалу меня дети буквально затаскивали в автомобиль. Неудобно в таком возрасте ощущать себя балластом.

Амангельды Кужетаевич со смехом вспоминает первый день в объединении. Только зашел в помещение, вытянул вперед руки и шел на голос, чем вызвал недоумение у тренера по ориентированию на местности. Такой «стиль передвижения» чреват разными последствиями. Сейчас Амангельды Кужетаевич ходит уверенно и готов экстренно отреагировать, если что-то пойдет не так.
– Кто с детства не видит, тем привычнее, конечно, – говорит Амангельды Рахметов. – Есть у меня тут товарищ десяти лет, вместе за партой сидели. Он осваивал все намного быстрее. И память у него, конечно, лучше. Сейчас он в школе, не приходит пока, и мы скучаем. Раньше говорили «сын полка», он такой же, наш ребятенок. Есть ребята, которым по 80 лет. Недавно познакомился с Байконуром, он хорошо поет. И никто не смотрит на возраст, не стесняется.
В ОО «Мир нашими глазами» проблемы решают сообща и радостью тоже готовы поделиться от всей души.
– У Андрея Зелевского седьмой ребенок родился, сейчас будем чай пить, оставайтесь, – пригласила Данна.
Кстати, об Андрее Зелевском мы тоже не раз писали. Большой энергии человек – многодетная семья, спорт, бизнес. Опустите как-нибудь голову вниз, гуляя по Костанаю, возможно, прямо под ногами увидите его «детище» – тактильную плитку, которая еще вчера была обычным бытовым мусором. Так что не обязательно видеть в прямом смысле этого слова, чтобы найти свое место под солнцем. Иногда нужно просто перестать бояться темноты и начать чувствовать сердцем. Особенно, когда рядом есть те, кто готов разделить с тобой этот путь.








