В Костанае планируют возвести многоэтажки на месте стадиона «Жастар». Не всем это нравится. Другой проект по душе большинству. Но реализовать его проблематично.
Вместо стадиона дом
На днях в городе общественность обсуждала два плана детальной планировки. Один из них в границах улиц Победы – Козыбаева – Пролетарская – 1 мая – Назарбаева.
Проектируемая территория находится в центральной части города, площадь – 17,5 га. В соответствии с генпланом территория расположена в общественно-деловой зоне и в парке Победы. Заказчик ПДП – ТОО «Зерде-плюс», разработчик – ТОО «Колдау».
На месте стадиона «Жастар» планируют построить два дома – трехэтажку и восьмиэтажку. Предварительно в них сможет проживать чуть больше тысячи человек. Сносить другие жилые объекты заказчик не планирует.
– Дополнительно проведем озеленение, обустроим пешеходные дорожки, – рассказала представитель ТОО «Колдау» Ольга Туманова (на снимке). – Вся инженерная инфраструктура будет подключена к уже действующим сетям. Парковочные места также предусмотрены.
Однако не всем костанайцам, живущим в той части города, предложенный план понравился.
– Как вы, государственный орган, занимающийся распределением земельных участков, допускаете, чтобы у детей забрали футбольное поле, – отметил председатель Костанайского областного филиала ОСДП Дамир Джаканов. – Неужели у нас нет больше площади для жилых массивов?
По словам заместителя руководителя отдела архитектуры и градостроительства Костаная Ирины Ермолиной, это футбольное поле находится в частной собственности товарищества «Зерде-плюс», то есть заказчика ПДП, который сам решает, как распоряжаться землей. Кстати, у частника есть время на реализацию своей задумки до 2035 года. Жителей района между тем волнует вопрос: выдержат ли действующие инженерные сети дополнительную нагрузку?
– На проектируемые здания были получены технические условия, по сетям все согласовано с эксплуатирующими организациями. Вопросов нет, – ответила представитель ТОО «Колдау» Ольга Туманова.
Общественность рассказала, что при строительстве соседнего дома компании «Елена Д» в их домах в ЖК «Парк Победы» по ул. Козыбаева пострадали стены. На что проектировщики ответили, мол ПДП такой вопрос не рассматривает: он отвечает лишь за организацию пространства. А вот рабочий проект, который будет разрабатываться после, должен учесть все строительные моменты.
Напомним, что ранее ТОО «Колдау» разработало ПДП на 100 га в границах улиц Победы – Бородина – Шипина – Алтынсарина. Но, по словам заказчика, он не прошел полное согласование. Поэтому и возникала потребность разработки нового ПДП для того, чтобы уменьшить его границы.
– То есть ПДП на 100 га, который мы обсуждали в январе, уже недействителен? – задал вопрос один из жильцов.
– Оно просто не проходит дальше никакую работу, – ответила заместитель руководителя отдела архитектуры и градостроительства Костаная Ирина Ермолина.
Многих жителей волновал еще один момент: аким города совсем недавно заявил, что в областном центре будут разрабатывать новый генеральный план. Последний раз его корректировали в 2020 году. Он уже устарел. Так есть ли смысл утверждать сейчас новые ПДП? Ответа на этот вопрос не последовало.
Как осветить проект?
Еще один ПДП, который недавно обсудили, в границах улицы Карбышева и проспекта Абая. На территории площадью 11 га хотят построить бизнесобъект. Вот его официальное описание.
– Основной целью разработки является размещение автосалона с сервисным центром, что обусловлено необходимостью реализации инвестиционного проекта на принадлежащем частному собственнику земельном участке, – рассказала заместитель руководителя отдела архитектуры и градостроительства Ирина Ермолина. – Проектируемая территория располагается в зоне общественно-делового и производственно-коммерческого назначения, что делает невозможным там жилищное строительство как в данный момент, так и в перспективе. Автосалон будет располагаться на земельном участке по адресу ул. Карбышева, 133. Здание представляет собой современный двухэтажный объект, в котором предусмотрены торговая зона, кафе, сервисный центр, складские и административные помещения, переговорная, зона выдачи автомобилей. Все объекты по соседству сохранят свое функционирование.
На общественные слушания людей пришло немного. В основном предприниматели, у которых бизнес по соседству. И они пришли поддержать нового соседа. Дело в том, что собственник земельного участка, глава ИП «Эколайф» Арман Ракпанов (на снимке), уже на протяжении нескольких лет не может реализовать свою идею. Вот и сейчас столкнулся с трудностями.
– В ПДП не отражено, каким образом будет осуществляться энергоснабжение данного объекта. В районе нет свободной электроэнергии. И в перспективе – в ближайшие года четыре – она не появится. То есть техусловия вам не будут выданы. Какой смысл тогда строить объект? – сказал главный инженер ТОО «Межрегионэнерготранзит» Виктор Кирий.
Арман Ракпанов ответил, что по поводу электричества обсуждали вопрос с ТОО «ЭПК-Форфайт». Площадь автосалона хоть большая, но электроэнергии нужно немного – обещали выдать. Тем более что вопрос строительства небыстрый. Предприниматель считает, что можно решить вопрос и перераспределением неиспользуемых мощностей.
С этим согласны некоторые бизнесмены, которые работают по-соседству. Мол, мы, при получении техусловий, заявляли мощности по максимуму. На всякий случай. Так что есть мощности свободные. Пусть новый сосед берет. Тем более территория не просто пустует, сюда вывозят ТБО.
– Потребители, которые получали техусловия до 2022 года, их мощности рассчитаны у нас как фактические, и передать их никому нельзя. Вы говорите «свободные», а их нет в расчете, – пояснил Виктор Кирий. – Свободные мощности имеются только у некоторых потребителей, которые получили их после 2022 года. И если не задействовали, то с ними можно договариваться. Пример – ТОО «Атамекен-Дос». Но вы не первый, кто пытается с этим предприятием договориться. Но воз и ныне там. Они не дают добро. Я задавал на этот счет вопрос, направлял ТОО письмо. Ответили «нет», потому что намерены расширять производство.
Общественные слушания по этому ПДП считаются состоявшимися: «за» проголосовали 18 из 25 участников. Однако вопрос по реализации инвестиционного проекта остается проблемным.