«Нет простых ответов на сложные вопросы»

В нашу жизнь прочно вошел Интернет. Сегодня можно онлайн учиться, быть инфлюенсером… Но есть и обратная сторона. Через Сеть в том числе идет охота за душами – вербовка в деструктивные религиозные течения. Говорим с руководителем отдела анализа и мониторинга Центра исследований религиозных проблем Екатериной БЕЛАШОВОЙ.

Рискуют непонятые

– Екатерина Петровна, подростки не обладают достаточным жизненным опытом и проницательностью, чтобы распознать вербовщиков – понять, что контент аккаунта на самом деле противоречит религиозным канонам и содержит деструктивные и экстремистские лозунги. Это ведь бомба замедленного действия для будущего поколения.

– Интернет перестал быть просто средой общения. Он превратился в пространство формирования мировоззрения. Вербовщики это прекрасно понимают и активно используют. По статистике, подростки проводят онлайн до шести-восьми часов в день, и за это время могут столкнуться с контентом, который выглядит безобидно, но содержит элементы идеологической обработки. Причем вовлечение происходит постепенно – человек сам не замечает, как из обычных обсуждений переходит к радикальным идеям и меняет свои взгляды. Поэтому эта проблема по-прежнему актуальна.

– Все ли подростки в зоне риска? Или вербовщики делают мишенью определенные категории молодежи?

– Группа риска есть. Прежде всего, это те, кто чувствует себя непонятым, одиноким или ищет признания. Вербовщики умеют «слышать» такие сигналы. Они активно проявляют внимание, поддерживают, создают иллюзию дружбы и заботы. Так постепенно втягивают в совсем небезобидную среду. Поэтому подростки, которые испытывают эмоциональные трудности или находятся в кризисе самоопределения, особенно уязвимы. И им необходимо со стороны взрослых уделять как можно больше времени, понимания.

Попасться в Сети

– На каких онлайн-площадках вы, как специалист Центра религиозных исследований, чаще всего фиксируете подобную активность?

– Сегодня это, безусловно, социальные сети и мессенджеры – Instagram, Telegram, TikTok. В Instagram и TikTok используется визуальная форма воздействия – короткие видео, мотивирующие цитаты, «истории успеха», часто с искаженным религиозным подтекстом. Telegram – это уже пространство закрытых групп, где идет персональная обработка. Мы также фиксируем попытки контактов через игровые платформы: там создаются сообщества, которые на первых порах не вызывают подозрений.

– Расскажите, подробнее о самих методах вербовки. Как именно происходит вовлечение? На что нужно обращать внимание при общении онлайн?

– Обычно вовлечение, вербовка – это многоэтапный процесс. Сначала происходит сбор информации – вербовщик изучает интересы, круг общения, настроение подростка. Далее начинается установление контакта на нейтральные темы – спорт, музыка, социальные проблемы. Потом следуют комплименты, похвала, формируется ощущение «особенности». Когда доверие установлено, начинается идеологическая обработка – обсуждение религиозных или моральных тем в искаженном, нужном вербовщику ключе. И только потом подростка постепенно изолируют от семьи и друзей. Все выглядит как дружба, но на самом деле – это технологичный процесс манипуляции.

– Екатерина Петровна, манипуляции – это воздействие на психику подростка, которые может использовать в принципе любой человек. Дети манипулируют родителями, и наоборот. Манипуляцию можно разглядеть и не поддаться на провокацию. Используют ли вербовщики профессиональные психотехники, вроде нейролингвистического программирования?

– К сожалению, используют и профессиональные техники. Многие вербовщики обладают базовыми знаниями в области нейролингвистического программирования и трансовых методик. Они умеют подбирать слова, ритм речи, музыку и визуальные образы, которые воздействуют на эмоциональное состояние человека. И это не мистика. Это технология влияния. Именно поэтому работа по противодействию требует участия не только теологов, но и психологов.

Маска, я тебя знаю

– Можно ли по поведению подростка понять, что он находится под влиянием таких групп?

– Да, есть ряд признаков. Например, подросток может становиться замкнутым, раздражительным, резко менять интересы, отказываться от прежних друзей, прежних увлечений. Может измениться речь – появляются специфические термины, выражения религиозного характера, цитаты, вырванные из контекста. Такие изменения – тревожный сигнал для родителей и педагогов.

– Родители могут помочь своему ребенку избежать такого опыта, как вербовка?

– Огромная роль в профилактике религиозного экстремизма среди молодежи принадлежит родителям. Им нужно быть не надзорный и контролирующим органом в своей семье, а доброжелательным и понимающим собеседником. Родители обязаны знать, чем живет их ребенок онлайн, какие у него интересы, с кем он общается. Контроль без доверия не работает. Вербовщики часто пользуются тем, что ребенок боится или стесняется рассказать чтото родителям. Поэтому семья должна быть тем самым безопасным пространством, где можно обсудить любые темы. И эту безопасную среду создают взрослые.

– Какую роль, по вашему мнению, могут сыграть педагоги в профилактике интернет-вербовки? Ведь половину дня ребенок проводит в школе, и происходящие изменения в нем, думаю, не пройдут мимо внимательного учителя.

– Учителя – это первые взрослые вне семьи, кто может заметить изменения. Поэтому важно, чтобы педагоги были информированы, понимали, как распознать тревожные сигналы и куда обратиться. Мы проводим специальные обучающие семинары для учителей, чтобы дать им алгоритм действий: как говорить с учеником, как не оттолкнуть его и при этом вовремя сообщить о рисках.

Знания – сила

– В последнее время часто говорят о важности медиаграмотности. Насколько она действительно помогает в профилактике?

– Это основа. Мы не можем изолировать подростков от Интернета, но можем научить их фильтровать информацию. Понимание того, как работают алгоритмы соцсетей, как создается фейковый контент, помогает не попасться на манипуляции. Мы часто проводим акции и тренинги среди школьников и студентов. Например, «Я знаю, что нельзя: пять простых правил в Интернете». Школьники учатся отличать достоверные источники от фальшивых. Это профилактика в чистом виде, которая идет через осознанность.

– Ваш совет подросткам, чтобы избежать вербовки?

– Во-первых, не стоит искать религиозные знания в Интернете. Сеть полна искаженной информации и людей, которые используют веру, как инструмент манипуляции.

Во-вторых, не надо верить тем, кто обещает простые ответы на сложные вопросы. Мир многогранен, и религия – это, прежде всего, путь к добру, миру и ответственности, а не к агрессии и разделению. Всегда задавайте себе вопрос: кто стоит за словами, которые вы слышите или читаете? Настоящая сила – в умении думать, анализировать и выбирать осознанно, а не слепо следовать чужим убеждениям.

Иллюстрация Logoslab.ru

Фото автора