Нижняя оптовка: точка невозврата

Напомним, предприниматели подняли бучу в июле прошлого года, когда получили «письма счастья» от владельца рынка АО «СПК «Тобол» с требованием к 1 января 2026 года освободить территорию

Отрицание, гнев, торг

Приговор Нижней оптовке вынесли поправки в Закон «О регулировании торговой деятельности», согласно которым все универсальные рынки в городах-стотысячниках должны стать стационарными. Никаких контейнеров и «железных рядов» – только капитальные здания с отоплением, светом и прочими благами цивилизации.

Придать Нижней оптовке стационарный лоск не удалось. Причина: дефицит мощностей. Мол, для строительства современного здания в этом районе банально нет электричества, а новая подстанция замаячит на горизонте не раньше 2027 года. По сути, торговцев поставили перед фактом: закон неумолим, а инфраструктура бессильна.

Час Х пробил больше месяца назад. Почему Нижняя оптовка все еще жива? Как пояснили предприниматели, АО «СПК «Тобол» заключило с ними договор до 1 апреля. Но не на осуществление торговли, что противоречило бы букве закона, а на «организационно-хозяйственную деятельность». Читай – вывоз контейнеров и товара с территории. Покидать наторгованные места предприниматели не хотят. Все эти месяцы они не сидели сложа руки: дошли до администрации области и профильного министерства. «Наверху» торговцам четко дали понять – договаривайтесь на местах. Очередной раунд переговоров с АО «СПК «Тобол» состоялся 9 февраля.

– Все мы находимся в подвешенном состоянии, – сообщила корреспонденту «КН» предприниматель Надежда Зорина. – Обстановка накаляется. 600 человек просто могут остаться на улице. У всех кредиты и семьи. Адекватных в плане цены и локации мест нам никто не предоставляет. Что нам делать?

В поисках инвестора

Заместитель председателя АО «СПК «Тобол» Серик Бектурганов начал с того, что законодательно ситуация никак не изменилась – требования есть, их нужно соблюдать, и точка. Контейнерная торговля отжила свое. Что изменилось, так это планы на землю. Летом руководство рынка говорило о том, что участок под рынком (0,8135 га) придется вернуть государству. Сейчас у властей другие намерения.

– Нашим учредителем – акиматом области – было дано поручение: подготовить документы для модернизации рынка, которая подразумевает строительство капитального здания, – обратился к предпринимателям Серик Бектурганов. – Процесс пока на начальной стадии. Как только мы приведем в соответствие документацию, будем искать инвестора посредством объявления конкурса. У рынка будет два хозяина – инвестор и СПК «Тобол». С вами мы заключим меморандум, согласно которому вам предоставят первоочередное право аренды торговых площадей.

По словам руководства СПК, модернизация – это марафон на полтора-три года. Однако предприниматели опасаются, что строительство может затянуться на еще более долгий срок. Замечание справедливое – в последние годы все больше социальных объектов в нашей области превращаются в скандально известные долгострои с коррупционным душком.

Другой вопрос, что и крытый рынок, даже если бы он по волшебству появился прямо сейчас, для предпринимателей не панацея. Бизнес на Нижней оптовке строился на низкой марже. «Золотые» квадратные метры продавцам копеечного товара не потянуть.

– Частник вложит деньги, построит и назначит непосильную цену за квадрат, – говорит Дина Иргасимова. – Плюс свет, плюс отопление. На «Саяхате» людям сначала обещали тариф в полторы тысячи тенге за квадрат, сейчас там три тысячи тенге. Крытые рынки уже стоят полупустые. Если бы мы могли позволить себе работать в магазинах, разве стояли бы на улице?

Почему одним «спец», а другим – конец?

Пока крытого рынка нет даже на бумаге, говорить о тарифах все равно, что делить шкуру неубитого медведя. А первое апреля уже не за горами. «Дальше что?» – спрашивают предприниматели.

– Ничего, – ответил Серик Бектурганов. – Дальше работать рынок не будет. Закон есть, его нужно исполнять. Контролировать этот вопрос будет Департамент торговли. Начнутся проверки. Возьмутся за все рынки, которые не соответствуют требованиям законодательства.

Кстати, о других рынках. Мы неоднократно писали, что под нож поправок попадает несколько контейнерных островков в Костанае и Рудном. Однако в Рудном до сих пор работает «Бак-Бак», в Костанае продолжают деятельность Верхняя оптовка, «Дархан». В чем секрет их живучести? По словам предпринимательницы Татьяны Лоба, Верхнюю оптовку перерегистрировали, и она больше не является универсальным рынком.

С остальными тоже заключили договор до конца года, – сообщила она. – Почему только мы страдаем?

К слову, варианты спасения Нижней оптовки все же обсуждали. В августе прошлого года предприниматели встречались с депутатом Мажилиса Парламента РК Еркином Абилем. После его визита у торговцев появилась надежда – депутат сообщил, что есть возможность перерегистрации объекта как специализированного рынка. По закону такие базары могут включать нестационарные объекты. Есть только одно условие: на спецрынке должны продавать 70 и более процентов товаров одного класса. Теоретически Нижняя оптовка с ее довольно однородным ассортиментом вполне может претендовать на специальный статус. И АО «СПК «Тобол» такую возможность рассматривало. Однако, по словам Серика Бектурганова, соответствующий запрос, отправленный еще несколько месяцев назад в Министерство торговли и интеграции РК, и по сей день остается без ответа.

Рыночные отношения

Чтобы понять глубину кризиса, нужно отмотать пленку на десять лет назад. Поправки в Закон «О регулировании торговой деятельности», требующие загнать все «барахолки» под крышу, родились еще в 2015 году. Намерения были благими: цивилизация, пожарная безопасность, налоги «вбелую». Но сроки переносили трижды. Причина банальна – у бизнеса нет денег на капитальное строительство, а у государства – четкого механизма поддержки.

Костанай в этом плане оказался в позиции догоняющего. Пока в южных регионах рынки поэтапно отстраивали, в нашем городе их постепенно выдавливали. Под разными предлогами с карты Костаная стерли «Наримановку» и «Салтанат», торговые ряды по ул. Победы. Нижняя оптовка же в 2024 году была включена в Дорожную карту модернизации рынков. Почти десять лет она шла к «цивилизованной торговле», чтобы в итоге упереться в пустую розетку.

Впрочем, дамоклов меч навис не только над ней. Однако полной картины госорганы пока обрисовать не могут. Как сообщили «КН» в Департаменте торговли и защиты прав потребителей Костанайской области, в этом году проверок на соблюдение исполнения законодательства в части модернизации рынков еще не было.

Что будет, когда проверяющие пройдутся по базарам? На первый раз статья 204-2 КоАП РК «Нарушение законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности по организации деятельности торговых рынков» предусматривает предупреждение. Если предприниматель на него не реагирует – штраф в размере 25 МРП (108125 тенге в этом году). Следующей мерой идет приостановление деятельности рынка через суд.

Скептики давно прочат стихийным рынкам финал, уверяя, что маркетплейсы вот-вот добьют «железные ряды». Но пока свой клиент у торговцев есть – и не только костанайцы, но и жители сел. А для тех, кто встал за прилавки Нижней оптовки в девяностые и кому до пенсии осталось всего ничего, это не просто точка на карте, а последний шанс дотянуть до заслуженного отдыха.

Автор фото Сергей Миронов