В Аулиекольском районе орудует банда скотокрадов. Сельчане сами провели расследование, по итогам которого полицейские задержали подозреваемого. Но хэппи-энда не произошло: подельники задержанного, которые проходят по делу как «неустановленные лица» (хотя в деревне их знают в лицо), продолжают держать в страхе крестьян.
Погонщики и погоны
В начале года в МВД РК отрапортовали о том, что за последние пять лет правоохранителям удалось добиться снижения количества краж скота в стране на 64%. Фундаментально причины две – ужесточение наказания за скотокрадство и административный кнут для владельцев скота, которые оставляют живое «имущество» без присмотра. По итогам 2024 года в Казахстане за подобную беспечность наказали 38,5 тысячи крестьян и бизнесменов. К слову, наказанных скотокрадов было гораздо меньше – 572.
Даже в условиях благополучной статистики ситуация в Аулиекольском районе выглядит печально. В последние годы сельчане страдают от небольших, но стабильных набегов скотокрадов. Желающих держать животину заметно поубавилось.
В редакцию «КН» обратился житель села Аккудук, председатель Аулиекольского районного маслихата, учредитель ТОО «Алтын-Бел Д» Даулет Койшибаев. Он считает, что проблема приобрела системный характер из-за местечковых особенностей расследования таких дел. Проиллюстрировал на собственном примере.
– В сентябре ночью у нас угнали шесть коров и восемь телят, – рассказывает он. – Мы сразу написали заявление в полицию. Живем в селе, здесь утаить что-то сложно. Мне сообщили координаты дома, где находится часть ворованного скота. На подворье не заходили, так как это частная территория. Я позвонил в РОВД и попросил полицейских приехать. Дежурить возле дома нашим скотникам пришлось всю ночь, потому что опергруппа прибыла только утром.
По указанному адресу нашли только телят. Хозяин дома уверял, что их ему пригнали из Актобе. Позже выяснится, что коровы к тому времени уже «ушли» на аманкарагайский мясокомбинат.
Полицейские задержа ли 32-летнего местного жителя, ранее судимого за кражу скота. Впрочем, дело было еще до ужесточения законодательства, поэтому за плечами у задержанного лишь условный срок. Сейчас он также не находится под стражей: суд санкционировал домашний арест. И это несмотря на то, что, говоря языком полицейских, подозреваемый причинил ущерб «в особо крупном размере» – девять миллионов тенге.
Совпадение?
Очевидно, что украсть 14 голов в одиночку гражданин не мог. Скот нужно было загрузить и перевезти. Однако подозреваемый в деле по сей день один.
– И в этом вся суть, – говорит Даулет Койшибаев. – Не в первый раз задерживают и судят одного подозреваемого, остальные обозначены как «неустановленные лица». Они остаются на воле и продолжают заниматься скотокрадством. Но ведь сейчас все оставляют «цифровой след»! Можно по контактам в сотовом телефоне отследить, кому звонил подозреваемый. Они же явно это планировали. При этом почему-то всегда винят владельца скота, но следить за ним 24 часа в сутки невозможно. Я понимаю, когда скот бесконтрольно пасется, но когда его угоняют с частной территории… Люди боятся воров, а воры не боятся закона.
И здесь есть любопытное совпадение. В ноябре в Аулиекольском районе накрыли «домашний цех» по подделке ветеринарных документов, позволяющих перевозить скот и мясную продукцию. Простыми словами – легализовать краденное. По информации Костанайской областной прокуратуры, более полугода семейная пара изготавливала фальшивые справки формы 1 на обычном цветном принтере. Супругам грозит до четырех лет лишения свободы.
Поймать момент
Согласно статистике, предоставленной «КН» Департаментом полиции Костанайской области, в этом году в Аулиекольском районе официально зарегистрировано два факта скотокрадства. По одному (тот, о котором идет речь в начале статьи) следствие на финишной прямой – дело планируют направить в суд до конца декабря. Второе остается нераскрытым, и там фигурирует всего одна лошадь. Судя по цифрам, поводов для беспокойства нет. Но это если не учитывать те инциденты, которые остаются за бортом полицейских сводок.
Как раз таковым стала кража у жителя села Аккудук Жанболата Айсенова. 22 июля у него угнали почти весь скот – 27 из 28 голов.
– Одна телка у меня с характером – они ее погрузить не смогли, – говорит Жанболат Айсенов. – Видимо, избивали: морда была вся в крови, когда она вернулась домой. Я обратился в полицию, но через время мне сказали, что прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела. Потом я еще раза три звонил… Узнал, что в Аманкарагае грузят скот. Было подозрение, что там есть мой, просил, чтобы полицейские приехали, посмотрели. Никто не приехал. Есть видео с камеры видеонаблюдения мясокомбината, где видно лица людей, в конце концов. Но почему-то никаких мер не принимают.
Именно Жанболат Айсенов предупредил Даулета Койшибаева о том, что воры могут нагрянуть и к нему. Он заметил поблизости от территории ТОО машину. Сотрудники предприятия охраняли скот, но злоумышленникам все же удалось поймать момент и похитить коров и телят.
– Я убежден, что действовали те же люди, что и в случае кражи моего скота, – говорит Айсенов. – Я этих людей знаю, следил за ними, потом помогал Даулету искать скот. В итоге нашли его мы, а не полицейские. Надеялся, что после этого и мое дело раскроют, но пока ничего не происходит. Скот исчез бесследно.
Причинно-следственные связи
Кроются они в статье 188-1 УК РК (скотокрадство). Если посмотреть на статистику, то чаще всего по этой статье задерживают целыми группами, что выглядит логично. Однако выступать в роли обвиняемого в одиночку гораздо «выгоднее» в плане наказания. Преступление, совершенное в группе лиц, – это всегда отягчающее обстоятельство, а значит, и срок будет больше. А барымтачи-одиночки отделываются довольно легко. Часть 1 статьи 188-1 предполагает наказание в виде штрафа в размере до 3 тысяч МРП (11796000 тенге). Как альтернатива – исправительные работы, ограничение свободы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок. Если речь идет об ОПГ, признанный виновным может получить до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Для жителей же Аулиекольского района такой расклад означает одно – пока один человек отбывает наказание, его товарищи остаются на свободе. А, значит, держать скот по-прежнему рискованно.
___________________
СПРАВКА
В 2024 году в Казахстане зарегистрировано 1026 случаев краж скота, что составляет 3% от общего числа краж. Полицией задержаны 89 преступных групп, в составе которых было 572 скотокрада. Найдено и возвращено законным владельцам свыше 4,5 тысячи голов похищенного скота. В ноябре МВД РК провело ОПМ «Скотокрад». За три дня проверили свыше 12 тысяч машин по всей стране, перевозящих животных. А также более 3,5 тысячи точек скупки скота и восемь тысяч фермерских хозяйств и пастбищ.
В результате удалось выявить и пресечь работу шести незаконных убойных цехов в Астане и Алматы. Полиция установила 113 человек, причастных к кражам животных. Пресечена деятельность 20 преступных групп. Оперативно раскрыто 107 фактов скотокрадства. Более 800 голов скота уже возвращены владельцам.








