Платные дороги: поспешили брать деньги?

Даже при склонности к ностальгии бывшему советскому человеку о хороших дорогах вспоминать не приходится. Вместо дорог были «места, по которым можно проехать». С тех пор где-то что-то меняется, а где-то буксует, например, по отношению к платным дорогам.

О чём ругаются проезжающие?

«Ездил пару раз на Каратомары на рыбалку. Сразу пришли извещения об оплате дороги до Рудного и обратно. Чем она лучше бесплатной, сказать не могу. Шел ремонт. Поспешили брать деньги…».

А дальше в письме читатель высказывает ряд предположений: для чего взимается плата, какой должна быть дорога, за которую надо платить, а в конце «…если спросить моих знакомых, то кроме здорового мата, добавить им нечего».

Добавить есть что

Кроме «здорового мата», есть и расчеты. В 2025 году средняя стоимость проезда легковых автомобилей по платным дорогам в Казахстане составляет 1 тенге на 1 км. Тарифы для грузовиков и автобусов выше – от 5 до 25 тенге за 1 км (цифры – в открытом доступе). К тарифу надо привязать трафик, чтобы иметь представление, сколько денег выручит дорога за сутки, за месяц, за год или десять лет. По разным дорогам проезжает разное количество машин.

Пока платных участков на фоне нашей огромной территории мизерное количество. Только к 2029 году платная система может охватить до 11 тысяч км. Но, может быть, будет больше, если их обустроят так, чтобы автомобилистам и организациям было не жалко платить. Особенно тем, которые живут и работают на платных дорогах, в связи с чем возникали острые дискуссии, вмешаться просили НК «КазАвтоЖол». Как бы то ни было, надо оценить и другую сторону вопроса – сравнить тариф на проезд и стоимость ремонта дорог. Чтобы сегодня отремонтировать 1 км дороги, из бюджета надо достать 100 млн тенге. При обычном среднем ремонте 100 км бюджету придется искать 10 млрд тенге. Подобные расчеты могут варьироваться, но уж точно не в меньшую сторону. Грубо говоря, траты из среднестатистического кошелька и расходы казны на ремонт несопоставимы. Но, может быть, деньги нужны на придорожные удобства, как во Франции, например?

Французы объезжают свои автобаны

На территории Казахстана может разместиться порядка пяти Франций. Подобных сравнений в Интернете пруд пруди. При этом платных дорог там больше. И они лучше по многим, если не по всем, позициям.

Кто ездил по французским дорогам, тот знает. Примерная логистика: по Германии легковые автомобили ездят бесплатно. Немцы, любители отдыха в Испании, чтобы туда попасть, пересекают Францию. Путь по магистральной дороге, в обиходе, по автобану, до границы с Испанией обходится, допустим, в 80 евро, в зависимости от старта. По сравнению с перегруженными немецкими дорогами, здесь просторно по той причине, что местные жители стараются ездить по национальным дорогам или тем, что относятся к департаментам: они бесплатные.

Но если уж попал на платный участок, приятно удивишься: шикарная придорожная инфраструктура ничего не стоит. Туалеты, душевые, детские площадки бесплатные. Устал – отдохни. Платишь за еду, за бензин, но это как везде.

Казалось бы, сравнивать с Европой некорректно. В Нидерландах дороги лучше, чем даже в Германии, платить за них не надо, если не считать платных туннелей и частных дорог. Дороги общего пользования финансируются за счет налогов, в том числе на транспортные средства и акциз на топливо. В крошечном Люксембурге транспорта, туристов, всякого рода предпринимателей – предостаточно. Но там не только дороги, но и общественный транспорт бесплатные. Что ни говори – земля и небо. Но если не сравнивать, то либо не поймешь, в чем отличие, или застрянешь на участках, по некоторым из которых и проехать невозможно.

Спросите у дальнобойщика

Костанаец Александр Болгердт не менее четверти века колесит по дорогам Азии и Европы. Когда ни позвонишь, он за рулем. В этот раз попала в точку: он ехал из Китая в Москву, только что преодолел 40 км китайской платной дороги (на снимках). Компартия не возражала, чтобы сеть платных дорог в Китае стала одной из самых развитых и протяженных в мире. Хорошие дороги нужны при любом общественном строе – всего в Китае не менее 2 млн км дорог, примерно десятая часть из них – платные высокоскоростные магистрали. И они наиболее дорогие в мире – пол-юаня за один километр. Но когда прослужат 15 лет, становятся бесплатными.

Китайское правительство публично выступает за то, чтобы в стране было как можно больше бесплатных дорог – социальное неравенство претит модели развития КНР. А кроме того, наблюдается парадокс: высокоскоростные дороги приносят убытки, в их строительство и обслуживание вкладывается слишком много средств. А брать плату за дороги не лучшего качества в Китае, мягко говоря, не полагается.

Александр легко оспорил мое утверждение, что в Германии все дороги бесплатные. Мои доводы были житейскими. В 2019 году довелось ехать по гигантскому автобану из города Фридланда в сторону Франкфурта-на-Майне. Не могла представить, что существуют такие дороги: фуры шли впритык друг к другу, создавалось впечатление, что все они сцеплены между собой. Поток в одну сторону, поток – в другую. Между ними «букашки» – легковые автомобили, тоже в ту и другую сторону. Главное, чтобы авто не отказало: в такой лавине застрять врагу не пожелаешь. Потом мне объясняли, что почти весь грузовой транспорт – транзитный, все едут через бесплатные немецкие автобаны.

– Нет, – твердо сказал наш эксперт Александр Болгердт, – не бесплатные. Это вы на грузовиках не ездили. С 2005 года платили за проезд машины массой выше 12 тонн, в 2018 году надо было платить уже не только за автобаны, но и за все федеральные дороги, если масса грузовика превышала 7,5 тонны. А в 2024-м установили планку: масса больше 3,5 тонны – плати. Кроме того, высокие экологические требования. Есть города, въезд в которые вообще запрещен и некоторым легковым автомобилям. Видимо, поэтому в Берлине прозрачный воздух. К слову, немецкие дороги заметно разгрузились, когда прервались экономические связи с Россией. И это не единственный фактор, ставший с тех пор заметным.

В парламентскую бытность

– В мою бытность НК «КазАвтоЖол» только учредили, – отвечая на вопросы вашего корреспондента, напомнил Евгений Аман, депутат Сената Парламента РК в 1999-2009 гг. – Дороги еще не ремонтировали, добивали советские. Необходимость платных дорог – процесс объективный, весь мир так действует, и мы приходим, но как часто бывает, без нужной подготовки. Между тем платные дороги – источник инвестиций, включая частные. Все вешать на бюджет – это тупик.

Сергей Жалыбин, член Совета сенаторов РК, доктор юридических наук, сослался на рейтинги НК «КазАвтоЖол»:

– Лучшие платные дороги у нас немногочисленные. Например, от Шымкента до границы с Узбекистаном скоростной лимит 140 км/час. Современная инфраструктура, которую не стыдно показать международным перевозчикам. На этом участке их количество рекордное для Казахстана.

Сергей Жалыбин высоко оценил качество платной дороги от Кокшетау до санатория Боровое.

– В каждом регионе можно и нужно сделать хотя бы одну дорогу, которая бы отвечала критериям платной системы. Но если она ничем не отличается от наших «стандартов», то брать за проезд деньги как минимум несправедливо, – подытожил эксперт.

Список ширится

5 августа на сайте НК «КазАвтоЖол» опубликовано сообщение о завершении в Костанайской области среднего ремонта на участке автодороги «Костанай – Рудный – Денисовка – Комсомольское – Карабутак». При этом не сообщается, что плату за проезд от Костаная до Рудного взимают с апреля.

Здесь же, на сайте, основные характеристики платных участков и ставки платы за проезд, начиная с дороги «Астана – Щучинск» – 211 км, категория 1-а, шесть полос движения в обоих направлениях, два пункта взимания платы, четыре арки контроля, четыре метеостанции.

Приводится таблица ставок оплаты. Дорога стала платной в 2013 году. С 2019 года действуют платные дороги «Астана – Темиртау», «Алматы – Хоргос», «Алматы- Конаев». С ноября 2021 года добавились трассы «Астана – Павлодар», «Тараз – Кайнар», «Шымкент – граница Узбекистана», «Конаев – Талдыкорган», «Щучинск – Кокшетау».

В 2023 году список пополнился еще шестью дорогами, в 2025 году среди новых платных участков есть и наши: «Костанай – граница РФ, г. Троицк» и «Костанай – Денисовка».

Фото предоставлены Александром БОЛГЕРДТОМ