За сельхозпродукцией, выращиваемой на полях этими крестьянами Федоровского района, становятся в очередь зарубежные покупатели.
Органические «фермеры»
Так нередко называют тех, кто ведет свою деятельность в рамках целостной системы управления производством, основанной на отказе от синтетических пестицидов, гербицидов, химических удобрений, гормонов и ГМО. Ценность продукции, которую здесь производят, заключается в том, что она не просто полезна, но и безопасна для здоровья человека, а еще способствует улучшению состояния почвы и окружающей среды.
Получить сертификат органического производства крайне сложно. Однако несколько хозяйств нашей области все же вошли в европейский реестр таких производителей. И они стали поставщиками во многие страны мира экологически чистого сырья. В их числе крестьянские хозяйства «Заверуха В.Н.» и «Метелица» Федоровского района.
Тяжелый труд
Эти два КХ различаются документально. Но, по сути, это единый коллектив, где производственными процессами руководят Владимир Заверуха и его двоюродные братья – Николай и Валерий, в фамилии которых вместо буквы «у» значится «ю». То есть они – Заверюхи. Дело в том, что в свое время какой-то работник сельсовета допустил ошибку, выписывая документы двум родным братьям Заверухам – Николаю и Владимиру, приехавшим в Казахстан на целину. Но это нисколько не повлияло на то, что их потомки живут дружной сплоченной семьей.
Если суммировать земельные наделы этих КХ, то получается, что хозяйствуют они на трех тысячах гектаров, и уже 12 лет выращивают органическую продукцию. Ее ассортимент периодически меняется. Нынче, допустим, посеяли пшеницу, вику, лен и горчицу. И, в общем-то, все шло неплохо. Если, конечно, не считать такие «мелочи», как, допустим, 45 га горчицы, всходы которой быстро сожрала капустная моль, и эту клетку пришлось пересевать. Такова цена отказа от химпрепаратов, в данном случае – от инсектицидов. А осенью пришел другой «вредитель» – сентябрьский снег. Под его тяжестью легла часть поля пшеницы, которую крестьяне не успели убрать. – Понятно, что обычным способом мы уже не сможем ее обмолотить, – говорил нам Владимир Заверуха, когда проезжали мимо этого поля. – Придется устанавливать на жатки стеблеподъемники, чтобы с их помощью собрать хотя бы часть выращенного зерна.
– К тому же, – продолжил он, – сегодняшний рынок сельхозпродукции подсказывает, что в выращивание зерновых культур, в частности, пшеницу, особо не стоит ударяться. Взять высокопротеиновую пшеницу – она никому не нужна. И мы сейчас вынуждены продавать 3-классную органическую пшеницу по цене 70 тысяч тенге за тонну, чтобы закрыть срочные расходы. Это явное противоречие здравому смыслу, которое преподносит нам зерновой рынок.
Иной взгляд на сорняки
Благо, что такая неприглядная картина распространяется далеко не на все культуры, которые выращивают фермеры. И лен, и вику, и горчицу у них сегодня готовы приобрести многие зарубежные покупатели.
На одно из полей, где в тот день шел обмолот льна, мы приехали вместе с Владимиром Николаевичем. Здесь работали три комбайна: именно столько уборочных машин имеют эти крестьяне. Одним комбайном управляет Валерий Заверюха, на других трудятся Виктор Бабенко и Александр Швицкейбель. А на перевозке льна были заняты Владимир Майборода, Александр Максименко и Петр Грибко.
Еще один механизатор – Анатолий Грибко – на пресс-подборщике собирал в рулоны на этом поле солому. Да-да, ту самую льняную, которую сельчане, как правило, не завозят на свои подворья. Дескать, скот не ест ее. А здешнюю, оказывается, едят. И все потому, что эта солома имеет много сорняков, которые тут не уничтожают гербицидами. Они-то и становятся неплохим кормом для скота. Понятно, бесплатным.
Тем временем дело шло к полудню, и Николай Заверюха привез механизаторам обед. А мы отправились в Андреевку.
Малая родина
Это село официально, увы, упразднено. Но не исчезло и все еще насчитывает не менее десятка жилых домов. Именно здесь родились Владимир Заверуха и его братья Николай и Валерий Заверюхи. И семья построила свой производственный комплекс, в который входят машдвор, зерноток, сушилка, просторные ангары, столовая и прочие составляющие фермерского хозяйства.
Понятно, что кадровый вопрос здесь решается за счет жителей соседних сел, которых ежедневно возят на работу, а потом, естественно, домой. И эти работники получают достойную плату за свой труд.
Да, Владимир уже много лет живет в Федоровке, поскольку там начинался его трудовой путь: он был учителем, а затем директором райцентровской школы. Так что теперь он и его старший сын Юрий, который тоже работает в хозяйстве, спозаранку преодолевают 21-километровый путь. А вот Николай и Валерий по-прежнему живут в Андреевке. Скажем больше: в этом году Николай завершит строительство своего нового двухэтажного дома. А на следующий год планирует построить себе новый дом и Валерий.
P.S.: Через несколько часов после нашего отъезда к фермерам прибыла очередная фура, которую нагрузили огромными мягкими контейнерами (бигбэгами) с викой. Эту культуру нынче намерена полностью закупить у крестьян польская фирма.
Фото Сергея МИРОНОВА