ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Китайские редкоземы.
2. Украденная «наполеоника».
ЭКСПЕРТЫ:
1. Петр СВОИК – политик, экономист, кандидат технических наук (г. Алматы).
2. Всеволод БОЛГЕРДТ – гость рубрики (ФРГ).
В. БОЛГЕРДТ: «Пока торжествует роль личности»
«Джоконда» – ещё один «Чёрный квадрат»
– Всеволод, ты побывал в Лувре за месяцы до ограбления музея. В зал с «наполеоникой» не приходилось заглянуть?
– Посетители музея не могли знать, что экспонаты украдут, что поднимется шум на весь мир – иначе они все там были бы, и я в том числе (смеется). По незнанию все шли к «Джоконде», а что там еще делать, в Лувре?
19 октября грабители проникли в галерею Аполлона, где хранятся в том числе королевские драгоценности. Хватило нескольких минут, чтобы вынести из Лувра 8 предметов общей стоимостью 88 млн евро, но бесценных, как утверждается, для истории, изза их принадлежности к эпохе Наполеона. По состоянию на 29 октября два преступника из четырех задержаны, драгоценности не найдены.
– А если без смеха?
– Перед поездкой в Париж я немного подготовился к посещению Лувра и встрече с «Портретом госпожи Лизы дель Джоконды». Леонардо да Винчи работал над ним четыре года в Италии, а покидая страну, увез картину во Францию. Начало XVI века в Италии – эпоха Возрождения и обращение к гуманизму как мировоззрению и его практическому воплощению – гуманности. Во Франции в это время устанавливается абсолютизм, сопровождаемый религиозными войнами. Что не помешало Леонардо принять приглашение ко двору французского короля Франциска I и замок Кло-Люсе, где он и умер в 1519 году. Интересно, что король не требовал живописи: достаточно было иметь «при себе» великого художника. И не только художником он был. Да Винчи – энциклопедист во многих своих ипостасях. В Италии, например, его ценили и как мастера сервировать столы, сохранились рецепты блюд от Леонардо.
– Почему портрет не получил заказчик – муж Лизы, – флорентийский купец?
– Биографы Леонардо считают работу неоконченной, а может быть, и неоплаченной. Чем больше загадок, тем лучше для всех.
– Однажды портрет был украден из Лувра…
– В 1911 году картину похитили, довольно быстро нашли, после чего и начался бум. В шестидесятых прошлого века «Джоконду» возили в США, в 70-х по пути из Японии во Францию полотно привозили в Москву – оно экспонировалось в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Такая известность приносит дивиденды не только любителям искусства – это еще и политический пиар. Благодаря, прежде всего, «Джоконде», Лувр считается лучшим музеем мира, и президент Франции хотя бы на срок своей каденции может считать себя «хозяином» реликвии.
– Ты ощутил ее величие?
– Если я скажу, что ничего особенного не почувствовал, меня заклюют (смеется). На мой взгляд, загадочная «Джоконда» да Винчи – это еще один «черный квадрат», Малевича имею в виду. Нельзя говорить «нет», чтобы не попасть в перечень тупиц. Лучше сказать «да», даже если «нет» (смеется). Разочарование началось с жары. Люди стояли в очереди в Лувр под палящим солнцем, а потом, по статистике 80%, устремлялись к «Джоконде». Близко к портрету не протиснуться, все без исключения делали селфи, рассмотреть ресницы и розовый цвет ноздрей «Лизы дель Джоконды», которыми восхищаются искусствоведы, я даже не пытался. В следующий раз пойду смотреть «наполеонику», когда украденные бриллианты найдутся.
«Может, и слишком…»
– Не кажется ли тебе парадоксальным, что все, к чему прикасался Наполеон, стало предметом обожания? Простой пример: в июне 1812 года 600-тысячная французская армия переправилась через реку Неман – так началась Отечественная война для Российской империи…
– В декабре того же года все было кончено. Французы заняли Москву, но она горела и была пуста. На Поклонной горе император ждал символического ключа от города и предложения Александра Первого о перемирии. Хотя столицей был Санкт-Петербург, но на карте была поставлена победа в этой войне. Наполеон проиграл, потерял армию – во Францию вернулись разрозненные деморализованные части– не более 30 тысяч человек. А еще раньше, в октябре 1805 года, французскоиспанский флот в Трафальгарском сражении был почти полностью уничтожен британцами под командованием адмирала Нельсона. При этом младший лейтенант, корсиканец, который стал императором Франции, пролил море крови за десять лет с небольшим своего величества, снискал себе бессмертную славу. Сегодня в Европе нет смысла спрашивать, кто такой Кутузов, разбивший Наполеона: его не знают.
– Не слишком ли мрачно получается?
– Может, и слишком, но пока торжествует роль личности в истории, да и в политике, как мы видим, тоже.
____________________
П. СВОИК: «Не только в идеологии дело, но и в ней тоже…»
Проблема в мелкосерийности
– Петр Владимирович, техническое образование позволяет вам оценить феномен редкоземельных металлов, редкоземов, которые до Трампа не были на слуху, а сейчас стали предметом архиактуальных американских «сделок». Почему Китай контролирует этот рынок, тогда как сами ископаемые есть в недрах разных стран?
– Ответ на этот вопрос имеет фундаментальное основание. Своего рода аргумент в теперь уже забытом споре о преимуществах социализма перед капитализмом и наоборот. Здесь не в идеологии дело, а в способах производства. СССР исчез, и всем стало ясно, на чьей стороне победа в этом споре. Поспешные выводы, на мой взгляд. Капиталистическим на сегодня Китаем руководит Коммунистическая партия.
– То есть спор между социализмом и капитализмом продолжается?
– Китай однозначен в своих трактовках: страна строит социализм. Какое отношение это имеет к редкоземам? Современный рынок живет в борьбе за расширение сбыта и, соответственно, производства, а также серийности продукции, которая обеспечивает покрытие высоких затрат на разработку новых технологий и использование новых материалов. Редкоземы же почти не поддаются серийности. Без них невозможно серийное производство современных, особенно высокотехнологичных изделий, но сами они в «массы» не укладываются. Это общее название большого количества совершенно разных материалов. Каждый из них имеет собственное распространение в земной коре, специфические способы извлечения, переработки, получения продукта, необходимого для массового серийного производства. Но сам этот продукт нужен очень небольшими порциями – удешевлять его за счет увеличения объемов не получается. Технические решения по извлечению любого «критического минерала» есть, но каждый из них требует своих геологических и технологических приемов. Только объединив потребности многих разных производств, можно добиться их окупаемости.
– Иными словами, работать с редкоземами нужно за счет и в интересах государства?
– В пределах какой-то одной частной капиталистической корпорации добыча редкоземов, как правило, не окупаема. Дешевле их купить, где бы то ни было. В рамках капиталистической системы, которая работает в интересах частных корпораций, преимущество получает Китай, как антагонист своих конкурентов. Напомню, что капиталистическая система создавалась из частных торговых компаний под брендом XVII века «Вест-Индская корпорация» с участием французских, датских, голландских колониальных компаний. К этой частнокапиталистической базе пристроилась Британская корона, и империя пошла в рост семимильными шагами.
Государство не ПОД, а НАД
– Пока США не перехватили жар-птицу…
– В свою очередь США выстроены вокруг частной Федеральной резервной системы, вокруг производственных частных компаний – государство обслуживает этот частнокапиталистический интерес. А в СССР капитал производственный и финансовый обслуживал интересы государства. Причины обрушения этой системы более субъективны, чем объективны. Китай же после прихода к власти Мао в 1949 году пошел по пути коммунизма, а с 90-х, учитывая советский опыт развала, государство Китай заняло позицию НАД, а не ПОД частными китайскими производственными корпорациями, успешно ими управляет. Благодаря чему даже не отдельная китайская компания, а государство Китай в целом превратило производство редкоземов в весьма рентабельное и крупносерийное – для всего мира. И если 80% этого рынка у Китая, значит, таков процент и тех, кто от него зависит. Рынок редкоземов именно сейчас сильнейший козырь председателя Си в очень непростых отношениях с президентом Трампом. Здесь социализм выигрывает у капитализма и, возможно, это только начало.








