Порядок и в доме, и в «гостях»

Такой позиции в политике придерживается Казахстан.

От чиновников до бизнесменов

В Астане прошли два события, которые должны повлиять на внутреннюю политику страны. Оба состоялись с участием президента Касым-Жомарта Токаева. Первое – диалог-платформа сельских акимов в Конгресс-центре. Глава государства говорил об особой ответственности этого нижнего звена исполнительной власти. О том, что сельский аким должен быть компетентным специалистом, знающим и специфику самого села, и чаяния его жителей. К сожалению, так бывает не всегда. При этом Токаев отметил, что надо прислушаться и к тем предложениям, которые исходят от сельских акимов. Подчеркнул: его позиция – надо усилить полномочия акимов сел, которые повышают их самостоятельность. А одновременно – их ответственность.

Есть одна деталь, она привлекает внимание. Говоря о политических реформах, глава государства обратился и к теме выборности. Напомнил, что в 2020 году выступил с инициативой о введении прямых выборов акимов сельских округов, что «стало ключевым шагом на пути к коренной модернизации системы государственного управления». С тех пор такие выборы постепенно сформировали новый костяк госслужащих низшего звена. По мнению президента, эта система должна сохраниться.

Другое дело – выборы акимов районов. Здесь все может поменяться. Глава государства сказал так: «ряд общественных деятелей и активных граждан», а также некоторые депутаты Парламента высказывают мнение, что они не нужны. Дескать, выборов в стране становится слишком много, и народ начал уставать от политических кампаний. Токаев предлагает проанализировать работу акимов районов, которые пришли на свои посты через выборы, и взвесить преимущества и недостатки системы выборности районных акимов. По сути, это первый звонок к тому, что выборов районных акимов может не быть.

Скучно не было

Теперь о политике внешней. В Казахстане уже побывал с визитом премьер-министр Армении Николо Пашинян. Собирается приехать в Астану на этой неделе президент Ирана Масуд Пезешкиан. Темы переговоров понятны: расширение сотрудничества в самых разных сферах. Побывал в Казахстане недавно и президент Европейского Совета Антониу Кошта. Он сообщил, что в Брюсселе стартовали переговоры по соглашению об упрощении визового режима с Казахстаном. «После заключения этого соглашения, – сказал Кошта, – нашим гражданам будет проще встречаться, учиться, работать и инвестировать». Напомнил, что по итогам первого в истории саммита «Европейский Союз – Центральная Азия», он проходил в Самарканде, была договоренность вывести межрегиональное партнерство на стратегический уровень. И вот он – прогресс: саммит проходил в апреле, а вопрос об упрощении визового режима начали обсуждать только в декабре! Когда дело дойдет до инвестиций, не понятно. Видимо, пока Евросоюзу важно хотя бы встать клином в отношениях стран Центральной Азии с Россией и Китаем.

Прошедшая осень, отмечают политологи, для президента Казахстана была временем важных поездок в Пекин, Москву, Вашингтон. Не остался незамеченным и его визит в Кыргызстан на сессию Совета коллективной безопасности ОДКБ. Приехали лидеры четырех стран: России, Казахстана, Таджикистана и Белоруссии. Уже третий год не было Армении, которая обиделась на ОДКБ еще в 2022 году. Тогда Организация предоставила помощь Казахстану, но отказалась вмешиваться в конфликт между Арменией и Азербайджаном. Подобные «обиды» – не редкость среди стран-членов ОДКБ, что аналитики расценивают как один из подводных камней.

В 2025 году Генеральным секретарем Организации был представитель Казахстана Имангали Тасмагамбетов. Особую его роль отметил директор российского Института Китая и современной Азии Кирилл Бабаев. Он заявил, что при Тасмагамбетове ОДКБ проделала большую работу по урегулированию ситуации на кыргызскотаджикской границе, за что президент Кыргызстана наградил казахстанца орденом «Достук».

В 2026 году пост Генерального секретаря Организации займет представитель Кыргызстана, а председательство переходит к России. Сообщается, что на бишкекском саммите было подписано более десятка документов. Они касаются укрепления коллективной обороны, развития взаимодействия между государствами-членами и сотрудничества в военно-политической сфере. Понятно, что детали не разглашаются.

-