Стена безразличия

Устав ждать ремонта, 67-летняя костанайская двухэтажка сбросила с себя солидную часть кирпичной облицовки. Дом трещит по швам. То же можно сказать и о терпении ее обитателей, которые остались со своей коммунальной бедой один на один.

Потёмкинские деревни

Дом №9А по ул. Мауленова спрятался в глубине двора, за жизнерадостно желтыми «спинами» облицованных сайдингом таких же двухэтажек. Им повезло больше – дома, чьи окна смотрят на проезжую часть, отремонтировали несколько лет назад. Остальные власти предпочитают не замечать. Этакие потемкинские деревни в Костанае.

На фоне благополучных соседей дома №№3А и 9А выглядят уж слишком убого. А последний – еще и устрашающе. По бокам глубокие трещины, на которые кто-то пытался наложить пластырь из строительной пены. Сзади – груда кирпичей, в одночасье обнажившая деревянную обшивку дома. Еще часть кладки отходит от стены и висит на честном слове, угрожая устроить еще один показательный обвал жильцам дома.

– Аккуратнее тут, близко не подходите, – предупреждает старожил дома Виталий Шишило.

В таких условиях обитатели восьми квартир живут больше месяца. В ночь ЧП они проснулись от страшного грохота и сначала подумали, что произошел взрыв. Оправившись от шока, жители дома стали звонить во все колокола: надеялись, что власти, наконец, обратят внимание на их бедственное положение. Но что-то пошло не так.

– Эти дома еще зеки строили, когда нас с вами в проекте даже не было, – вводит в курс дела Виталий Шишило. – Те, которые отремонтировали, еще как-то держатся. А у нас – полная разруха. Обслуживающая организация ничего не делает, власти открещиваются. Пойдемте, я вам покажу, что на крыше творится.

Заходим в подъезд. На стенах «распустились» яркие цветы – попытка жильцов скрыть убогость обстановки и поднять себе настроение. Однако желтые дождевые потеки на потолке не дают забыть о том, что дом медленно умирает. Поднимаемся на крышу – под шатром из шифера неожиданно светло. Роль лампочек выполняют многочисленные прорехи в покрытии. Они же – порталы для голубей, которые чувствуют себя здесь полноправными хозяевами. Картину дополняют тазики, расставленные тут и там. Жильцы настелили коегде куски линолеума, чтобы дождевые и талые воды не пробирались в квартиры. Но те все равно находят себе дорогу сквозь прогнившие перекрытия. Потолки в квартирах на втором этаже регулярно «плачут».

Несколько лет назад у жителей дома появилась надежда. Центр адаптации лиц без определенного места жительства, с которым соседствует 9А, планировали расширить. Карточный домик пошел бы под снос. Но дальше планов дело не зашло.

Думайте сами, решайте сами

Как правило, такие двухэтажки – бесхозные. ПКСК за них не берутся: слишком много проблем за маленькие деньги. ОСИ организовать некому: жильцы в большинстве своем под стать домам – люди преклонного возраста. Однако двухэтажка №9А по ул. Мауленова – исключение, с 2021 года его обслуживает ТОО «Рутали».

– Этим домам по 60 с лишним лет. Никто даже не хочет браться за ремонтные работы, потому что там все может развалиться, – говорит руководитель ТОО Ольга Теницкая. – Сборов с таких домов 20 с лишним тысяч, есть задолженность. Что можно сделать на эти деньги? Целевые сборы тоже невозможно организовать – в доме живут одни пенсионеры. Писали письмо в отдел жилищных отношений. Зима на носу, жители боятся, что замерзнут без кирпичной кладки. Но никаких сдвигов пока нет.

В акимате Костаная упирают на то, что спасение замерзающих – дело рук самих замерзающих. На этот счет в казахстанском законодательстве есть четкая установка.

– В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона РК «О жилищных отношениях», собственники квартир, нежилых помещений обязаны принимать меры по содержанию общего имущества объекта кондоминиума и обеспечению его безопасной эксплуатации, включая проведение текущего и капитального ремонта. Его возможно осуществить в рамках реализуемой в Костанае государственной программы «Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы». Государство выделяет денежные средства на ремонт многоэтажного жилого дома (ремонт кровли, фасада, инженерных сетей, замена лифтового оборудования) с условием возвратности выделенных средств сроком от 7 до 15 лет.

Кирпич преткновения

Страшно представить, в какую копеечку влетит капитальный (а текущим здесь явно не обойдешься) ремонт дома с 67-летней историей. Одна только крыша в многоквартирных домах стоит 30 с лишним миллионов тенге. Такие суммы людям, живущим на пенсию, явно не потянуть.

Есть еще один вариант решения проблемы: признать дом аварийным. Однако и этим вопросом жильцы должны озаботиться сами: найти лицензированную организацию и собрать деньги на соответствующую экспертизу. Она должна зафиксировать, что износ основных конструкций здания составляет больше 50%. При этом окончательное решение принимает комиссия при акимате. Конечно, стоит это куда дешевле, чем капитальный ремонт. Но будет ли толк?

На сегодня в Костанае признаны аварийными пять домов. Еще в 2023 году «КН» писали о доме №9 по ул. Кочубея, где потолок в буквальном смысле начал падать на головы жильцов. Прошло два года, а костанайцы все так же живут в страхе. Почти год у них ушел на то, чтобы добыть для дома статус аварийного. Сейчас кирпичом преткновения стали условия, которые предлагает акимат расселенцам – арендное жилье взамен аварийного. Здесь, хоть и плохонькая квартира, но сам себе хозяин. А на новом месте – арендатор, которого теоретически могут лишить квадратных метров в любой момент.

А как обстоят дела у жильцов дома №21 по ул. Геологической в жилом массиве «Геофизик», которые были героями нашей статьи пару лет назад? Напомним, к тому моменту двухэтажка (та самая, с туалетом на улице) уже была признана аварийной. На оформление всех необходимых документов жильцы потратили три (!) года. Еще два года они ждали расселения. В итоге страх оказаться под завалами все же превысил желание обзавестись собственной жилплощадью – в этом году жильцы, наконец, переехали в арендованные квартиры.

Резюмируем: даже если жители дома № 9А по ул. Мауленова соберут необходимую на экспертизу сумму, ожидание может затянуться на долгие годы. Кирпичная кладка, которая уже потеряла внушительную часть «бойцов», столько явно ждать не будет.

P. S. Три дома, три судьбы, а проблема одна. Эти костанайские двухэтажки – живые иллюстрации к казахстанской реформе ЖКХ. Вернее, к ее Ахиллесовой пяте – тому самому базовому принципу, что бьет точно в слабое место: один дом – один счет. Сборов с малоквартирных домов копейки, а запросы на их содержание колоссальные. Тем более что многие очень старые. Нельзя сказать, что при главенстве КСК было лучше, но тогда хотя бы оставалась возможность перекинуть часть общих средств в пользу безнадежных «нуждающихся». Теперь же каждый выживает в одиночку.

Фото Сергея МИРОНОВА