Степная зона, сохранившая участки нетронутых ландшафтов, ключевые места миграции птиц и уникальное сочетание видов… Директор экопарка «Алты-Сай» Алексей ТИМОШЕНКО – о редких птицах, степных кошках и будущем экотуризма
Экопарк «Алты-Сай» расположен на юге Костанайской области. Здесь реализуются проекты по сохранению степного орла, ведётся мониторинг редких видов животных и активно развивается экотуризм. Все эти инициативы осуществляются в рамках проектов Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия, направленных на защиту и восстановление природного наследия страны.
Алексей Тимошенко – один из тех специалистов, для кого охрана природы давно перестала быть профессией в узком смысле слова. Это образ жизни и ежедневная работа, в которой наука, полевая практика и диалоги с людьми неразделимы. Орнитолог, координатор международных проектов по сохранению редких видов птиц, он много лет занимается изучением и защитой биоразнообразия Северного и Центрального Казахстана.

Природная симфония
– Алексей Юрьевич, как сегодня пожи- вают степные орлы в экопарке «Алты-Сай»? Оправдала ли себя идея с установкой в прошлые годы искусствен- ных мест для гнездования?
– Проект можно считать успешным, особенно если учитывать, что речь идет о виде птиц, находящихся под угрозой исчезновения. Степной орел занесен Красную книгу Казахстана, и при этом около 85% мировой популяции обитает именно у нас. С 2021 года в экопарке «Алты-Сай» мы установили 35 искусственных гнездовых платформ. Уже в 2022 году две из них были заняты парами орлов, которые порадовали потомством.
Для первого года – это неплохой результат. До установки платформ на территории экопарка насчитывалось 20-25 естественных гнезд, но они часто разрушались из-за степных пожаров, домашнего скота или наземных хищников. Степной орел нередко гнездится прямо на земле, и в такие периоды кладка и птенцы практически не защищены.
Сейчас мы видим стабильную занимаемость искусственных гнезд: в прошлом и позапрошлом году около четырех платформ. Мониторинг продолжается, в 25-м году добавили еще две платформы.
– Какие главные угрозы сегодня стоят, если говорить о степном орле?
– Это и антропогенные факторы: пожары, разрушение гнезд собаками вблизи ферм и сел. И естественное хищничество – волки, корсаки, лисы. Но есть еще две глобальные проблемы – это линии электропередач и развитие ветроэнергетики. Старые ЛЭП без птицезащитных устройств приводят к гибели крылатых при взлете и посадке. Ветроэнергопарки – отдельная большая тема. Они негативно влияют не только на популяцию степного орла, но и многих других птиц, особенно в районах активной миграции и возле водоемов. Сейчас в Казахстане ведутся исследования и мониторинг таких объектов, чтобы оценить масштаб ущерба и найти решения. Для исправления ситуации необходимо внести изменения в действующее законодательство, которые обеспечат новые стандарты проектирования ЛЭП, а также стимулировать госинспекции к выявлению фактов гибели птиц и предъявлению исков владельцам ЛЭП.
– Говорят, что ваши платформы облюбовали не только орлы, но и индийские воробьи?
– Да, это очень интересный эффект. Индийский воробей прекрасно адаптировался к искусственным платформам. На одной из них мы зафиксировали сразу 13 гнезд. Воробьи используют пространство между ветками и металлическими конструкциями, а также гнездовой материал, который приносит степной орел. В итоге оба вида спокойно сосуществуют. Таким образом, помогая редкому крылатому хищнику, мы параллельно увеличиваем гнездопригодные участки и для других птиц.

– Не так давно «Птицей года» в Казахстане был объявлен черный дрозд. Вы тоже отмечаете изменения в его поведении?
– Это южный вид и на юге Казахстана зимой он вполне обычен, но для северных регионов эта птичка-невеличка всегда была редкостью. Однако последние три-четыре года регулярно фиксируем его зимовку и у нас. Буквально недавно во дворе своего дома я видел самца, поедающего ягоды боярышника в нашем саду. Вероятнее всего, это связано с климатическими изменениями и более мягкими зимами.
Удивительные. Редкие. Наши
– В прошлом году вы рассказывали, что впервые зафиксировали в этих местах азиатскую степную кошку. Зверь остался либо мигрировал?
– Степная кошка чувствует себя в экопарке вполне комфортно. Условия хорошие, кормовая база отличная. Конечно, у нее есть естественные враги – лисица, корсак, волк, возможно, и степной хорь. Но мы регулярно встречаем этих кошек, а значит, они успешно выживают в условиях естественной конкуренции.
– Проекты по сохранению краснозобой казарки сегодня имеют не только научное, но и острое социальное звучание. С какими основными рисками сталкивается этот вид на пролетном пути через наш регион?
– Сейчас у нас реализуются два взаимодополняющих проекта – «Сохранение ключевых мест для краснозобой казарки вдоль пролетного пути» и проект в рамках акции Champions of the Flyway. В прошлом году в Северо-Казахстанской области прошел успешный отлов птиц для мечения спутниковыми передатчиками. Осенью состоялся международный учет гусей и казарок – краснозобой, пискульки, белолобого и серого гуся, а также таких редких видов, как черная и белощекая казарки и гуменник.
Работали специалисты из Казахстана и Болгарии, три группы охватили Северо-Казахстанскую, Костанайскую и Акмолинскую области. В итоге было учтено более 1,3 миллиона птиц. Это еще раз подтверждает важность данной территории, ведь до 95% мировой популяции краснозобой казарки проходит через наш регион. И при этом здесь активно ведется осенняя охота, что создает риски. К сожалению, в прошлом году в Карасуском районе охотниками были добыты четыре редкие птицы.
Поэтому мы много работаем с местным населением и охотничьим сообществом: проводим встречи, раздаем буклеты-определители, разрабатываем просветительские материалы для школьников и распространяем их в селах, расположенных рядом с ключевыми миграционными остановками – в Карасуском и Камыстинском районах.
Будет инфраструктура – будет экотуризм
– Одно из направлений вашей деятельности – развитие экотуризма и организация детских эколагерей. Насколько эти направления сегодня востребованы?
– Интерес есть, и он растет. К нам приезжают не только казахстанские, но и зарубежные туристы, которые хотят увидеть дикую природу степного Казахстана воочию, и юг Костанайской области в этом плане особенно ценен. Здесь сохранились нераспаханные участки степей, уникальные природные ландшафты и богатое биоразнообразие – есть что показать и чем удивить.
Проблема в слабой инфраструктуре и удаленности. Чтобы экотуризм получил импульс, нужны дороги, сервис, поддержка местного бизнеса. В прошлом году в Наурзумском районе, где я живу, в селе Караменды, проходила отчетная встреча акима Костанайской области. Я тогда поднял вопрос о придорожной инфраструктуре на направлении от Аулиеколя до Жалдамы и далее. Речь шла о самых базовых вещах – придорожных туалетах, точках общепита, заправках. Сегодня этого откровенно не хватает.
Чтобы экотуризм получил новый импульс, в первую очередь нужно думать именно об этих вопросах, задействовать все возможные механизмы поддержки и поощрять местный бизнес, который готов проявлять инициативу в этом направлении.
– Помогает ли экотуризм дикой природе или, наоборот, мешает?
– Мы активно работаем со школьниками, организуем экскурсии: показываем озера, птиц, сайгаков, кабанов, следы волка, лисы, корсака. Если сравнивать, например, с Танзанией и саванной Серенгети, где я был в 2023 году, наши степи по ландшафту очень схожи. А по разнообразию копытных юг Костанайской области сегодня просто уникален. Здесь можно увидеть сразу пять крупных видов – лошадь Пржевальского, кулана, сайгака, сибирскую косулю и кабана.
В мае планируем отлов и мечение более чем десяти краснозобых казарок. Задача сложная, требующая большой аккуратности и, конечно, удачи. Параллельно мы разрабатываем новую стратегию развития экопарка «Алты-Сай», делая упор на вовлечение местного населения. Просто охранять территорию недостаточно, важно, чтобы люди понимали, зачем это делается и какие перспективы открываются. Экотуризм как раз может стать тем связующим звеном между сохранением природы и устойчивым развитием региона.

СПРАВКА
Алексей ТИМОШЕНКО, директор экопарка «Алты-Сай»
- С 2011 г. член Международной рабочей группы по гусеобразным Северной Евразии от Казахстана.
- С 2013 г. член Международной рабочей группы по изучению большого веретенника (Limosa limosa) при AEWA.
- C 2014 г. член Международной рабочей группы по изучению пискульки (Anser erythropus) при AEWA.
- С 2015 г. член Мензбировского орнитологического общества.
- Координатор проектов по краснозобой казарке в Казахстане: WFN «Conservation of the Red-breasted Goose in key sites along the flyway» («Сохранение ключевых мест для краснозобой казарки вдоль пролетного пути») и Bird Life «Red-breasted Goose conservation» (Сохранение краснозобой казарки) в рамках природоохранной акции Champions of the Flyway.
Фото предоставлены А. ТИМОШЕНКО








