ТЕМЫ ГОДА. Когда слово становится делом

Этот год «КН» прожили с вами. С пачками ваших документов на редакционных столах и вашими звонками из отдаленных уголков области. Можно ли помочь словом? Мы не волшебники, но иногда газетная строка весит больше, чем тонны официальных бумаг…

Бирюковка

Так уж совпало, что героями всех этих статей были целые села. Газета стала для них последней инстанцией. Сигнал SOS из Бирюковки поступил в редакцию в августе.

– Нашу деревню превратили в конюшню, – сообщила местная жительница Татьяна Бабкина. – 150 лошадей против 36 человек…

Деревня, и правда, крошечная – всего 13 дворов, где в основном живут пенсионеры. Однако три года назад неспешный уклад деревенской жизни нарушил табун лошадей. Поначалу сельчане обрадовались, думали, что большое хозяйство вдохнет жизнь в опустевший поселок. Но получилось ровно наоборот. «Электропастухи» перекрыли доступ к воде, кони топтали огороды и выедали пастбища под ноль, оставляя местных буренок, единственных кормильцев стариков, на голодном пайке. Местные пастбища, зажатые со всех сторон посевными площадями, на такое количество «едоков» рассчитаны не были.

Ситуация казалась сельчанам патовой: хозяин табуна – не местный, к тому же родственник акима Алтынсаринского района. Жители Бирюковки в один голос твердили, что их не слышат, а участковый лишь разводил руками, требуя видеодоказательств от бабушек, у которых и мобильные телефоны-то есть не всегда. Власти заняли оборонительную позицию: тех, кто развивает сельское хозяйство, надо поддерживать.

Статья о проблеме маленького села вызвала большой резонанс. Почти сразу после публикации в деревне прошел большой сход, приехали чиновники из районного акимата и отдела земельных отношений. Не прошло и нескольких дней, как хозяин табуна угнал лошадей за несколько километров от поселка, надежно огородив новую территорию. Бирюковка вздохнула свободно. Коровам вернули пастбища, людям – тишину, в селе снова запахло разнотравьем, а не конским навозом.

Под занавес года мы снова набрали номер Татьяны Бабкиной – поинтересоваться, как дела.

– У нас все хорошо! – обрадовалась она. – Живем спокойно, лошади нас больше не беспокоят. Спасибо вам и всех благ в Новом году!

Береговое

Это село – одно из немногих, сумевших устоять на ногах в постперестройку. Береговое сохранило и людей, и результаты их труда: 400 дворов, ухоженные улицы, крепкие хозяйства. Не было только газа, который сельчане «выбивали» почти 40 лет.

Люди сделали все, что от них зависело: руководитель ТОО «Викторовское» выделил деньги на проектносметную документацию, многие взяли кредиты и подвели газовые трубы к своим домам, купили котлы. Государство в свою очередь выделило огромные средства – более миллиарда тенге. Наконец, осенью 2024 года объект официально ввели в эксплуатацию, но… не запустили.

Подрядчик и газовики затеяли многомесячную переписку из-за «незначительных замечаний» – то щебня не хватает, то столбик криво стоит. Спор двух организаций ставил крест на надеждах целого села. На пороге зимы жители оказались в подвешенной ситуации.

К решению проблемы подключились журналисты «КН» и наши коллеги из республиканской газеты «Время». В ноябре в редакцию позвонила председатель совета села Любовь Казакова, чтобы сообщить, что 40 лет ожидания закончились. Миллиардные вложения наконец-то начали работать не на бумаге, а в котельных и на кухнях сельчан. Для них газ – самый лучший подарок к Новому году.

Гришенка

Жители Гришенки просто хотели, чтобы их заметили. В этом году на въезде в село демонтировали стелу с названием, убрали остановку, как будто пытались сделать из деревни невидимку.

У сельчан сложилось впечатление, что власти стыдятся застрявшей в безвременье Гришенки, которая находится всего в семи километрах от благополучной и еще более похорошевшей в преддверии Спартакиады Денисовки.

Проблем в Гришенке было много: ни газа, ни дорог, ни сотовой связи. И это при том, что вышку поставили еще в прошлом году. Сельчане прозвали ее Эйфелевой башней – за исключительно декоративную функцию. На окраинах, где живут многодетные семьи, – кромешная тьма. Фонари есть, но тоже, скорее, как арт-объекты.

Местные жители не сидели сложа руки – сами, как могли, приводили поселок в порядок. Параллельно писали письма в акимат – просили хотя бы футбольное поле построить для сельских мальчишек. Но их раз за разом отфутболивали – проблемы тонули в бесконечных чиновничьих обещаниях.

После публикации в «КН» ситуация в Гришенке стала заметной. Районные власти, которые раньше просили потерпеть, перешли к конкретным действиям. Совпадение или нет, но почти сразу в селе закипела работа, которую здесь ждали годами.

Мы созвонились с местным активистом Александром Загоной, чтобы узнать, как поселок встречает праздники.

– Вышку запустили почти сразу же после выхода статьи, – сообщил он. – Знак со стороны Житикары восстановили, указатели стоят. Приезжали геодезисты, уже выиграли тендер на проектировку газопровода и составили план. На следующую осень обещают разыграть конкурс на строительство самого газопровода. И еще одна хорошая новость – в скором времени у нас уложат асфальт около школы. Остальные дороги обещают построить после того, как закончат с прокладкой труб.

А в середине декабря прошли выборы акима Денисовского сельского округа, в который входит Гришенка. Даулету Алпысову всего 27 лет, но сельчане в него верят.

Клочково

А для села Клочково в Камыстинском районе лучший подарок – вода.

Обычная вода в кране и колодцах. Когда в мае здесь начали долгожданный ремонт водопровода, 130 местных жителей выдохнули: наконец-то изношенные трубы семидесятых годов заменят на современные. Однако ремонт затянулся на долгие месяцы, превратив жизнь сельчан в бесконечное ожидание водовозки, которая не отличалась постоянством.

Когда мы приехали в Клочково, деревня уже три месяца изнывала от жажды. Мы видели телят, которые жалобно мычали и жевали одежду хозяев, 74-летнюю бабу Надю, собиравшую дождевую воду в кастрюли, чтобы напоить барашков. Ситуация абсурдная: деньги выделили, трубы закупили, но на объекте ни техники, ни рабочих. Только разрытые траншеи и «ноу-хау» от строителей в виде труб, закопанных мимо колодцев.

На следующий день после выхода статьи сельчане отрапортовали: в деревню пригнали технику, ремонт сдвинулся с мертвой точки. В село зачастили делегации, подрядчиков начали подгонять, а за качеством работ стал следить «народный технадзор» из самих сельчан. Под общественным давлением воду в систему все-таки пустили.

Правда, финал этой истории пока остается открытым. Сельчане говорят, что водопровод работает, но систему то и дело «рвет». Судя по всему, сказываются те самые огрехи в укладке, о которых предупреждали жители и писала газета. Однако люди уже не чувствуют себя брошенными. Теперь они знают, что могут повлиять на ситуацию. Еще одна битва за привычные для городских, но порой такие недосягаемые для сельчан блага.

P.S. Зачем мы рассказываем эти истории под Новый год? Не для того, чтобы похвастаться. Просто хотим, чтобы любой отчаявшийся человек знал: есть еще один способ заставить себя услышать. Ведь хорошие новости из сел – это не наши победы. Это победы самих жителей, их сплоченности и настойчивости.

Автор фото Сергей Миронов