Тишина не должна быть в библиотеке

В костанайскую «Толстовку» теперь ходят не только за книгами, но и за смыслами. Назвав пароль «Я просто спросить», можно посмотреть и обсудить артхаус Линча, послушать Шнитке в исполнении живой скрипки и узнать, почему Google безбожно врет про Маяковского.

Третье место

Мир – колесо, а все мы в нем белки. В тесных рамках дедлайнов, бытовой суеты и постоянно жужжащих смартфонов хочется найти островок тишины, так называемое «третье место». Дом (первое место) нас связывает бытом, работа (второе) – достигаторством. Третье же место – это территория безусловного присутствия, где вы не ресурс и не домочадец, а свободный человек. Такова философия клуба «Я просто спросить», который родился в стенах Костанайской областной библиотеки им. Толстого. Его основатели – библиотекари Алексей Олексюк и Татьяна Щербинина. Они не просто хранители книг, а своего рода лоцманы в море большой литературы, которые точно знают: «книжный прилив» после долгого «интернетовского отлива», наконец, начался.

Алексей Олексюк в профессии уже четверть века. Он помнит времена, когда библиотека была единственным окном в мир, а очереди в читальный зал напоминали столпотворения за дефицитом.

– Раньше здесь мест не хватало, – вспоминает Алексей. – Но это было обусловлено факторами того времени: Интернета не было, книги – только в бумаге, не в цифре. Журналы и газеты оставались главными источниками информации. Плюс в учебных заведениях полноценно не были сформированы фонды – вся учебная литература была здесь. Сейчас Интернет берет на себя функцию доставки ежедневной информации. Это общемировая тенденция. Но в последние годы начался обратный процесс – мощный возврат читателей. Причем читателей молодых, нового поколения.

– Почему пошел приток? – подключается Татьяна Щербинина. – Потому что общество пришло к пониманию: клиповое мышление снижает когнитивные навыки, склонность к анализу. Люди начинают «просыпаться» после ежедневного информационного нагромождения. Хочется прийти в спокойную обстановку с живым общением. Здесь мы помогаем людям развивать эмоциональный интеллект.

Татьяна рассказывает, как библиотекари превращаются в фактчекеров, рассматривая под лупой литературные факты, чтобы человек не уносил в голове мусор. Недавно в группу одного из читательских клубов скинули гуляющее по Сети стихотворение: «Есть тети как тети, есть дяди как дяди, есть люди как люди, есть б..ди как б…ди». И поинтересовались: Маяковский ли это?

– Некоторые ведутся на стереотипы. Не перепроверяют авторство, приписывают те или иные скандальные четверостишия Маяковскому, Есенину – кому угодно. Мы часто развенчиваем эти мифы. Это не Маяковский! – улыбается Татьяна. – Мы давали полный разбор. Это стихотворение вообще не в стилистике Владимира Владимировича.

Неформат

До пандемии библиотекари собирали «квартирники», но карантин обнулил активность. В какой-то момент тандему Алексея и Татьяны стало скучно работать по старым лекалам. – Мы отошли от сухих лекций, – признается Татьяна. – Год назад кардинально сменили формат: теперь у нас квесты, квизы, викторины, мероприятия в формате «открытого микрофона» и кинообсуждения.

Мы даже ввели игровые жетоны за правильные ответы и дарим авторские закладки на память. Аудитория мгновенно вовлеклась.

Спрашиваем почему у клуба такое необычное название? Татьяна и Алексей сначала переглядываются, потом смеются и уже затем объясняют:

– Это как в очереди: заглядывают люди, которым якобы «просто спросить», а в итоге заходят и остаются надолго. Мы могли бы назвать клуб латинским словом и отпугнуть людей интеллектуальной нагрузкой. А за этим названием стоит любопытство, которое рождает дискуссии.

Квизовый режим

Обсуждают не только прочитанное, но и просмотренное. На библиотечных кинопоказах крутят те фильмы, которые оставляют послевкусие вопросов, а не попкорна. Например, работы Дэвида Линча или Андрея Тарковского.

– В основном делаем выбор в пользу короткого метра, – дополняет Алексей. – Короткометражки интереснее полноценных фильмов. Большое кино сегодня – коммерческий проект, продюсеры не хотят рисковать и водят по рельсам один и тот же «киносостав». Человека, который видел 15 частей «Звездных войн», уже ничем не впечатлишь. А в коротком метре есть живой, неожиданный взгляд.

Музыкальные вечера тоже бьют по шаблонам. Клуб слушал Шнитке в исполнении профессиональных музыкантов филармонии, смотрел его метафорический балет «Лабиринты».

– Нам важно расширять кругозор гостей библиотеки, – подчеркивает Татьяна. – На мероприятия по Есенину и Лермонтову приходило огромное количество народа. А квиз по произведениям Агаты Кристи стал настоящим хитом – и азарт, и соревнование, и глубокое обсуждение.

Небольшая ремарка: автор этой статьи была на квизе. Подтверждаю. Кстати, квиз побудил меня снова взять в руки некогда зачитанные до дыр томики королевы детектива.

О книжном фаст-фуде

Впрочем, за пределами клуба ситуация с чтением остается сложной. Книги опять в моде, но некоторые тренды убивают саму суть чтения.

– Когда кто-то говорит, что прочел 3000 книг за год, важно заглянуть в список прочтенной литературы. Зачастую это книжный фаст-фуд, – уверена Татьяна. – Почему-то о желудке мы заботимся, а о голове не очень. Это же не спорт на скорость. Лучше я месяц потрачу на одну сложную книгу с карандашиком и блокнотом, буду записывать цитаты, обсуждать их с друзьями и коллегами, чем проглочу десяток книг, от которых в голове ничего не останется. Отсюда и пробелы: Ремарка называют «отличной писательницей» (заблуждению способствует полное имя писателя: Эрих Мария Ремарк. – Прим. ред.), а Салтыкова-Щедрина считают двумя разными людьми.

– При этом ко всем жанрам в библиотеке относятся с уважением. Молодежь любит читать фэнтэзи – на здоровье. В юности, когда ум еще не замылен, часто хочется чего-то волшебного, потустороннего. Но у каждого жанра есть своя планка, – подмечает Алексей. – Важно выбирать то, что оставляет след в голове и сердце.

Интеллектуальный стержень библиотеки держится на убеждении: литература – это не школьная повинность, а универсальный способ передачи индивидуального человеческого опыта.

– Научный опыт передать легко, а индивидуальный повторить невозможно, – поясняет Алексей. – Из всех видов искусства лучше всего его транслирует именно литература. Она объединяет все: ты видишь, слышишь, ощущаешь и трогаешь в своем воображении макет реальности. Чужой опыт становится частью твоего собственного. Он позволяет не совершить ошибок, наткнувшись на новую для себя, но уже «прочитанную» ситуацию.

У Татьяны и Алексея есть давно оформленная в голове, но так и не обретшая физическую форму мечта: создать литературную карту Костанайской области. Это должен быть отдельный сайт с именами авторов, памятными местами и историей улиц. Подобные проекты уже есть в Казахстане и России, но у нас пока все упирается в финансирование. Впрочем, глядя на то, как люди снова заполняют библиотеку, становится ясно: литературная карта региона уже вовсю чертится – в умах тех, кто заглянул «просто спросить» и остался.

 

 

 

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ СОТРУДНИКАМИ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТНОЙ
БИБЛИОТЕКИ ИМ. ТОЛСТОГО

-