Уже несколько месяцев пятиэтажка в поселке Качар функционирует в режиме гигантского парового котла. Подвал залит горячими сточными водами, которые подтачивают фундамент и терпение жильцов. За отопление канализационного болота они платят по 30 тысяч тенге в месяц.
SOS
Издалека дом № 69А во втором микрорайоне кажется рядовой советской пятиэтажкой – типовые блоки, аккуратная арка. Но стоит подойти ближе на десять метров, как иллюзия благополучия тает. Внимание привлекает плотная шуба инея и ледяные сталактиты, свисающие с межэтажных окон и фасада: дом буквально «потеет» льдом. Открываем дверь – на нас обрушивается густой, горячий пар. Видимость – не более полуметра. Ощущение, что заходишь в плотно натопленную баню, где вместо запаха распаренного дерева тяжелый дух канализации.

«Осторожно», – предупреждают жильцы. И вовремя. Ступеньки пролета крошатся под подошвой – сырость выедает бетон. Поднимаемся выше. Стены «разрисованы» черной плесенью, мокрая штукатурка местами осыпается. В сам подвал пробраться невозможно: там стоит вода, от которой валит пар.
Несмотря на крепкий мороз, к нашему приезду во дворе собрались десятки жителей, большинство из которых пенсионеры. Рассказывают, что их дом стал «качарской Венецией» еще несколько лет назад. Коммунальщики боролись с подтоплениями с переменным успехом, но с лета прошлого года сточные воды одержали верх и прочно обосновались на территории подвала. До температуры кипятка их нагревают трубы теплоснабжения. Люди дышат едкими испарениями и безуспешно пытаются бороться с плесенью и конденсатом в квартирах. Двери разбухли, периодически от сырости замыкает проводку, жильцы сидят без света, но зато с комарами, которым в пятиэтажке комфортно живется даже зимой.

– Живу на первом этаже, в одной из комнат треснуло окно, – говорит Ирина Яценко. – Я по профессии геодезист, правда, сейчас на пенсии. Видимо, дом дает осадку. Канализационные стоки – это не просто вода, а химически активная среда, которая разрушает фундамент быстрее обычного.
Отметим, дом, по меркам костанайского жилфонда, еще не старый – 1983 года рождения.
Субсидирование катастрофы
Подвал пятиэтажки – еще и огромная «черная дыра», куда утекают скудные пенсии качарцев. Горячая вода в подвале уничтожила общедомовой прибор учета тепла. А без него расчеты производятся по общему тарифу.

– Узнали мы об этом совершенно случайно, – рассказывает Людмила Шарова. – ПКСК нас даже не уведомил! При этом жители дома в прошлом году собрали деньги, сделали поверку счетчика. Он был в полном порядке.
Цена неосведомленности – 27-30 тысяч тенге с каждой квартиры в месяц. Это в три раза больше, чем жильцы платили в прошлом году.
– За что я плачу эти деньги? – возмущается Николай Карпенко. – Фактически мы оплачиваем пар, который уничтожает наш дом. При этом бывший председатель ПКСК говорил, что мы сами должны следить за своим подвалом. Но ведь он закрыт, и доступ к нему есть только у слесарей. Если каждый будет ходить в подвал, когда ему вздумается, что будет?

Получив первые квитанции с пугающими цифрами, жители проявили активность: сами нашли фирму, собрали деньги на новый прибор учета. Но установить его так и не смогли. Специалисты пасуют перед суровым качарским подвалом.
– Представители приехали, осмотрели подвал и честно сказали, что счетчик ставить в воду не будут. Да и за людей страшно – у них электрическая сварка. А если коротнет? – говорит Людмила Шарова.

Исчерпав все возможности, жильцы направили письмо в ТОО «Рудненские тепловые сети». Объяснили ситуацию, попросили считать «тепло» по прошлогодним показателям. Ведь потоп в подвале, как и последующая «гибель» счетчика, не их вина. Но в ответ пока тишина.
Дело в трубе
Как правило, причина подвальных потопов очевидна – ветхие общедомовые сети. Но этот случай исключение. Мастер по сантехслужбе ПКСК «Качарец» Андрей Винтер дает четкий технический расклад причин локального ЧП:
– Все началось два года назад. Работали подрядчики, убирали воздушную линию теплотрассы. Пригнали тяжелую технику, бульдозеры, начали трамбовать подушку прямо над старым коллектором, которому 50 лет. Ни с кем не согласовывали! Естественно, коллектор под весом техники просто лопнул. Его раздавили. Летом прошлого года сотрудники ТОО «Рудненский водоканал» меняли трубу и положили выше, чем положено. Уровень нарушился, вода идет через колодцы в подвал. А ведь дом стоит практически на болоте, грунтовые воды близко. Как это можно было не учесть?

По словам мастера, теперь весь город фактически сливается в одну «яму», а дом № 69А оказался в самой низкой точке этой дефектной системы. Все сточные дороги ведут в подвал дома № 69А. Сейчас слесари ПКСК в режиме нон-стоп в одиночку качают воду – ТОО «Рудненский водоканал» пока в роли наблюдателя, хотя и должно было подключиться с самого начала. Дело движется медленно.
– 10 минут качаем, полчаса ждем, пока уровень в колодцах упадет. Там парит, насос электрический, боимся, что бахнет, – поясняет Андрей Винтер.
Председателю ПКСК «Качарец» Артуру Гейнцу не позавидуешь – дела он принял только несколько дней назад. И то, по словам жильцов, с боем: бывшее руководство предоставило документы только после вмешательства полиции.

– С нашей стороны вины нет – трубы в подвале все целые. Мы делаем все, что зависит от ПКСК. Но за коллектор не можем отвечать. Здесь только один выход из положения – весной все раскапывать и менять трубы, – резюмирует Артур Гейнц.
Заглушить проблему
Специалисты качарского участка водоотведения ТОО «Рудненский водоканал» не спорят. Дело действительно в трубе.
– Произошла авария, был пролом трубы, – говорит мастер участка Людмила Отянова. – Когда ее меняли, уложили выше, чем положено. Но опустить ее ниже мы просто не могли: с одной стороны – теплосети, с другой – дорога. Закопали максимально глубоко, насколько позволил рельеф и коммуникации. В итоге труба оказалась под водой, и «обратка» шла прямо в подвал. Сантехники уже установили заглушку, чтобы отсечь обратный поток.

На наш вопрос «что дальше?», мастер участка водоотведения отвечает сдержанно, но конкретно:
– Сейчас закупаем новые трубы. На этот раз земляных работ не будет. Решено применить технологию ГНБ – горизонтально направленного бурения.
Хотя мы и не извещали местные власти о своем визите, к концу беседы корреспондентов с жильцами подъехал заместитель акима поселка Качар Асылбек Куйшинов.
– Да, ситуация критическая, – признает он. – Мы как местный исполнительный орган понимаем, что при возникновении этой проблемы не было согласованности коммунальных служб. Инженерные коммуникации из-за долгого срока использования уже не справляются. Сейчас мы держим ситуацию на контроле, вода постепенно убывает.

На прямой вопрос о причинах замакима отвечает осторожно, но подтверждает версию о неправильной укладке трубы летом 2025 года. По его словам, капитально решить проблему мешают погодные условия. Пока единственный вариант – откачка. «КН» будут следить за развитием ситуации.








