Какие мобильные переводы будут считаться «подозрительными» в 2026 году и не придется ли отчитываться в налоговую за подарки от родных или школьные сборы «на шторы»?
Доверяй, но проверяй
Контроль за мобильными переводами – тема не новая. Началось все несколько лет назад с тихой цифровой революции, когда телефон стал кошельком, а личный счет – витриной для «серого» бизнеса. Мастера маникюра, репетиторы, мелкие торговцы тут же оценили удобство: деньги от клиентов приходят мгновенно, без комиссии и лишних вопросов. Государство же увидело в этом гигантскую черную дыру в бюджете – теневой сектор, где крутятся миллиарды, не обремененные налогами. Ответом стал контроль за мобильными переводами: в 2023 году его опробовали на госслужащих и их супругах, позже – на предпринимателях, а затем и на всех категориях населения.
Изначально сигналом для проверки могло стать одно лишь количество переводов. Получаешь деньги от ста разных людей за три месяца – готовь пояснения. В этом году добавили еще одно важное условие.
– С 1 января 2026 года вступает в силу приказ министра финансов, который закрепляет критерии, по которым массовые переводы на личную карту могут выглядеть как доход от предпринимательства, – сообщили «КН» в ДГД Костанайской области. – Операции считаются имеющими признаки предпринимательской деятельности, если одновременно выполняются оба условия. Первое – за три подряд идущих месяца на счет поступают деньги от 100 и более разных лиц. И второе – итоговая сумма таких поступлений превышает 12-кратный размер МЗП, то есть 1 млн 20 тысяч тенге. В таких случаях банк обязан предоставить данные в органы госдоходов.
По задумке законодателей, этот двойной фильтр – не закручивание гаек, а, наоборот, «успокоин» для честных граждан. Он должен отсеять значительную часть личных и общественных операций. К примеру, сборы на подарки учителю, экскурсию или ремонт класса в большинстве случаев безопасны. В стандартном классе около 30 человек – это далеко до планки в «100 разных отправителей». Даже если собирают крупную сумму, второй критерий – системность поступлений в течение трех месяцев – вряд ли будет выполнен.
Помощь родителей детям, взаимные расчеты между супругами или братьями и сестрами вне подозрений, сколько бы переводов ни было. Система ищет разнообразие отправителей, а не частоту от одного. Даже если сотня друзей засыплет именинника денежными подарками на круглую сумму, скорее всего, обойдется без последствий. Почему? Потому что это разовая акция, а не системные поступления в течение трех месяцев подряд. Под подозрение попадет только постоянный денежный поток от широкого круга лиц – признак бизнес-активности.
Ничего личного
Однако цифровые сервисы не раз преподносили людям неприятные сюрпризы, да и от банальной человеческой ошибки пока никто не застрахован. Что делать, если выписка с вашего счета отправится в налоговую с пометкой «подозрительные операции»?
Штрафовать сразу никто не будет. Сначала налоговая досконально проверит переводы, потом вам направят официальное уведомление, на которое нужно ответить в течение 30 дней, то есть предоставить пояснения. После волны критики министр финансов Мади Такиев особенно акцентировал внимание на превентивности подхода: «Все боятся, что придут, зажмут, закроют… Такого не будет. Наша работа сводится к тому, что мы идем на предупреждение, с бизнесом идем на сервисное сопровождение, и идет полная консультация».
Конкретный пример: предположим, вы мастер по ремонту техники и действительно принимали оплату на личную карту. Получив уведомление, вы можете самостоятельно «выйти из тени» – зарегистрировать ИП, подать налоговую отчетность и уплатить налоги за соответствующий период. В этом случае, как заверяют в КГД, штрафные санкции применять не будут.
Если же переводы носили личный характер, нужно подготовить для них «алиби». Для возврата старого долга от множества людей – расписки или скриншоты переписки. Если это были семейные переводы – подтвердите родство. Главное – не игнорировать уведомление. На 41-й день при бездействии счет могут заблокировать до выяснения обстоятельств.
Еще при обсуждении нормы, когда поднялась очередная шумиха в СМИ и соцсетях, финансовые эксперты рекомендовали оставлять комментарии к переводам по типу «возвращаю долг». Однако в КГД РК пояснили, что, во-первых, доступа к этим данным ведомство не имеет, а во-вторых, никакой юридической силы у комментария нет.
Наличный ренессанс
Парадокс новой системы в том, что, пытаясь контролировать цифровые потоки, государство может невольно спровоцировать возврат к наличным расчетам. Если уже не спровоцировало. За три квартала 2025 года объем операций по обналичиванию через казахстанские банкоматы вырос на 9,2%, достигнув 20,1 триллиона тенге. Это демонстрирует не только высокий спрос на так называемые «физические деньги», но и устойчивость теневого сектора, который Ассоциация финансистов Казах стана оценивает в 16,7% к ВВП.
На практике мы все с этим сталкиваемся чуть ли не ежедневно. Торговцы предлагают «скидку за наличные» или вовсе отказываются от терминалов, отправляя покупателя в ближайший банкомат. А это прямое нарушение Закона «О платежах и платежных системах», где предусмотрены различные способы оплаты – банковской картой, QRплатежом или наличкой. При этом отказ в принятии безналичных платежей может довольно ощутимо ударить по кошельку предпринимателя: если покупатель окажется принципиальным и обратится в налоговые органы, любителю «кэша» сначала выпишут предупреждение, а при повторном нарушении – штраф в размере 40 МРП (173 тысячи тенге в 2026 году).
Начальник управления науки и коммерциализации КРУ им. А. Байтұрсынұлы, член общественного совета Костанайской области, кандидат экономических наук Андрей Коваль считает, что государство пока получает не желаемый эффект, а прямо противоположный:
– Административные меры вместо экономического стимулирования не только не выведут микробизнес из тени, но и, наоборот, уведут его в наличный расчет или вообще за пределы РК, поскольку налоговая ситуация у наших соседей по Центральной Азии более спокойная. Бизнес через мобильные переводы был прозрачен для государства, поскольку посчитать все можно было на раз-два. Структуры, охватывающие по разным оценкам от 1,5 до 3 миллионов самозанятых, не платили налоги, находясь в условиях упрощенных режимов или вообще в «серой зоне». Но они обеспечивали себя работой, свои семьи средствами к существованию, создавали какие-то рабочие места и ничего не просили из бюджета. «Закручивание гаек» без предоставления четких и понятных альтернатив и, главное, гарантий, без защиты их интересов на всех уровнях государственной власти и представительства в общественных структурах может на общем фоне, как сейчас модно говорить, экономической турбулентности (имею в виду фиаско рынка: кризисы, инфляцию, безработицу и т.д.) привести к усилению социальных противоречий.
К слову, с 1 января государство начинает рассматривать под лупой не только личные счета граждан. Так называемый «косвенный метод» для выявления скрытых доходов охватывает множество цифровых сервисов, где мы оставляем «денежные» следы, вплоть до маркетплейсов. Простыми словами, налоговики будут проводить параллель между зарплатами и тратами. Если вы официально живете на «минималку», но при этом покупаете последний iPhone, в этом году вполне можете получить «письмо счастья».
Фото сгенерировано ИИ








