Идеи правят миром, считал Платон. И многое зависит от того, какие идеи в каких головах рождаются.
Об этом говорим с известным религиоведом в Казахстане, экспертом ОФ «Центр исламских исследований», доктором PhD по теологии Балгабеком МЫРЗАЕВЫМ.
Угроза не исчезла
– Балгабек Абдикаймович, тема профилактики религиозного экстремизма по-прежнему актуальна в Казахстане? Если да, то почему?
– Эта тема остается актуальной для всего мира, в том числе для Казахстана. Это объясняется несколькими ключевыми причинами. Во-первых, устойчивость угрозы. Религиозный экстремизм – это долгосрочная и трудноустранимая проблема. Даже если радикальные проявления не всегда заметны, они могут подпольно развиваться, особенно в условиях цифровой среды – через соцсети, мессенджеры и так далее.
Во-вторых, многонациональность и многоконфессиональность Казахстана. Поясню. В стране проживают представители более ста национальностей и различных религиозных конфессий. Поддержание межконфессионального и межэтнического согласия – ключевая задача государства. Религиозный экстремизм же подрывает это согласие, разрушая доверие между гражданами.
В-третьих, глобальные тренды. Опыт других стран показывает, что даже в стабильных государствах религиозный радикализм может внезапно вспыхнуть. И профилактика всегда будет дешевле и эффективнее, чем борьба с последствиями.
В-четвертых, угроза для молодежи. Молодые люди – особенно уязвимая категория. Они часто находятся в поиске смысла жизни, и в этот момент легко поддаются влиянию экстремистской пропаганды. Поэтому образовательные и просветительские программы должны быть постоянными. Таким образом, несмотря на текущие политические и социально-экономические вызовы, религиозный экстремизм остается скрытой, но потенциально очень опасной угрозой, требующей постоянного внимания.
Традиции – ключ к иммунитету
– Считается, что только человек с крепким нравственным стержнем способен устоять перед разрушительными идеями. Значит ли, что именно в укреплении духовных основ – ключ к устойчивому, безопасному и гармоничному будущему?
– Духовные ценности – не просто обряды и ритуалы, а глубинные нормы нравственности, поведения и мировоззрения, передававшиеся из поколения в поколение. Приведу несколько примеров. Қонақжайлық (гостеприимство) – не просто традиция угощения, а выражение уважения, доверия и мира. Казахи считали, что гость приходит от Всевышнего и его нужно встречать с радостью, независимо от социального положения. Главная ценность – это уважение к человеку, бескорыстие, щедрость. Или «Үл кенге құрмет, кішіге ізет». Почтительное отношение к старшим и забота о младших – важнейшая основа казахского этикета. Старшего слушают, младшего учат и защищают.
Жеті ата (знание семи поколений). Нас учили так, что каждый казах обязан знать своих предков до седьмого колена. Этот принцип предотвращает браки между близкими родственниками и укрепляет родовую идентичность и память. Это тоже большая ответственность перед родом и потомками. В казахской культуре слово – это отражение души. Асыл сөз – ардың ісі (слово – дело чести). Честность, верность слову, умение говорить мудро и красиво – важнейшие духовные ориентиры.
С древних времен казахи делили поступки на «сауап» (благое дело) и «обал» (грех, недозволенное). Это формировало моральную ответственность за свои поступки. Через устное народное творчество – айтыс, жыр, терме – передавали мудрость, моральные принципы. Бата (благословение) – форма духовной поддержки. Это и есть воспитание через слово, духовная связь поколений. Понятия «ар», «намыс» были выше материальных благ. Потеря чести – тяжелейшая утрата, за которую отвечали даже роды. Таким путем сохраняли моральную чистоту, внутреннюю стойкость, самоуважение.
Как мы видим, наши традиции – это не только элементы этнографии, но и носители духовной этики. Именно эти ценности – құрмет, адалдық, ар-намыс, сабыр, сауап – формируют духовный иммунитет нации и служат прочной основой против радикализма, насилия и морального разложения.
– Но часто представители радикальных течений как раз таки маскируют свою деятельность под «возвращение к истокам», к духовности, морали, вере…
– Но на самом деле их действия и идеология глубоко противоречат подлинным традициям и духовным ценностям. Давайте разберем на примерах. Это поможет определить маскировщиков.
Итак, что делают радикалы против традиционных ценностей? Первое – разрушают терпимость и гостеприимство. Радикалы делят мир на «верных» и «неверных», сеют ненависть к представителям других религий, конфессий и даже к своим соплеменникам, если те не следуют «их» трактовке веры. Традиционные нравственные ценности учат уважению и терпимости к различным взглядам. В этом и заключается противоречие: радикальные идеи разъединяют, тогда как истинные культурные ценности направлены на объединение.
Второе – экстремисты разрывают связь с семьей и семью поколениями. Радикальные группы могут призывать порвать с родителями, если те «неверующие», запрещать участвовать в обычаях, свадьбах, поминках и так далее. Поколение – это продолжение жеті ата. Уважение к старшим и связь между поколениями – важные нравственные ориентиры, которые сохраняются как неотъемлемая часть культурного наследия. В этом проявляется тоже противоречие. Радикальные взгляды подрывают родственные связи, тогда как традиционные ценности бережно их охраняют.
Третье – подменяют религиозные понятия фанатизмом. Радикалы требуют слепого подчинения, не терпят вопросов, критики, анализа. Радикалы запрещают думать, а наши предки воспитывали через терең ой (глубокую мысль). Традиционные цености: даналық (мудрость), ашық пікір (открытость), білім (образованность).
Четвертое – радикалы отвергают национальную культуру. Многие радикалы осуждают наурыз, домбру, айтыс, ұлттық киім, жыр-терме как неисламские. Но для нас – это не просто культура, а руханият (передающая мораль) воспитание. Вы видите, что опять радикалы отсекают традиции, а национальная культура сохраняет их как духовную основу.
И, пятое, радикалы нарушают мир и согласие. Любые радикальные идеи разжигают конфликты в обществе, между родственниками, между поколениями. Традиционная философия всегда ценила мир, единство и терпение. В этом скрыто очередное противоречие. Радикалы провоцируют вражду, между тем как традиционная философия стремится к согласию.
Со щитом
– Можно сделать вывод, что радикализм разрушает все, к чему прикасается.
– Радикализм – это антикультура. Он, действительно, не укрепляет, а разрушает. Он не возвращает к духовности, а искажает ее. Радикальные идеи – про изоляцию, конфликт, запреты и страх. И потому борьба с радикализмом – это не только вопрос безопасности, но и защита нации от потери самой себя, своей идентичности.
– Духовные ценности способны защитить от радикализма?
– Безусловно. Только через образование, диалог и уважение к культуре друг друга мы можем укрепить мир. Однако, если главной ценностью становится власть, статус и материальный успех, а общество ежедневно наблюдает двойные стандарты, то любые идеологические призывы, в том числе и к толерантности, теряют доверие и звучат лицемерно. Сегодня часть общества уходит в крайности, будь то религиозный радикализм, национализм или западничество. Молодежь теряет ориентиры, подражая трендам вместо осмысленного выбора. В целом общество становится фрагментированным, где каждый тянет в свою сторону, а ценности становятся относительными.
Вот почему без духовного стержня и идеологического единства любое общество рискует распасться на интересы, страхи и конфликты. Именно поэтому возрождение нравственной, национально-ориентированной, но открытой идеологии – историческая необходимость.
Фото muftyat.kz








