Выборы без интриги

На старте февраля 77 представителей охотничьего сообщества выбирали на следующие пять лет председателя совета «Костанайского областного общества рыболовов и охотников». Называлось мероприятие XVII отчетно-выборной конференцией. Отчитывался Анатолий Коваленко, человек, который в особом представлении не нуждается.

Фильтр

К этим выборам готовились не только в самом обществе, одном из самых крупных в стране по площади охотугодий, по миллионам тенге налоговых отчислений, по налаженной полувековой структуре. Интрига прямо-таки висела в воздухе: возраст 85-летнего председателя в некоторых заинтересованных кругах рассматривался как последняя черта в логическом завершении карьеры многоопытного профессионала с 45-летним управленческим стажем. Это нормально. Выборы, они на то и выборы. Сам Коваленко, насколько я осведомлен, за должность не держался. Выдвигать свою кандидатуру на переизбрание им двигали соображения не амбициозного или меркантильного толка. Человек с его репутацией и возрастом может спокойно уступить председательство другому. Но другому – это кому?

Есть одна процедурная особенность: управленческую пирамиду общества составляет Совет из 23 членов. Это люди, которым основная масса охотников делегировала консультационные и хозяйственно-правовые полномочия на очередное пятилетие. Председатель при нем – исполнительный, если можно так сказать, директор, генеральный менеджер. Членство в Совете похоже на собрание аксакалов. Из людей, умудренных не только житейским и охотничьим опытом, я назову лишь несколько имен.

Даут Джумабаев, в течение шести лет руководивший областной территориальной инспекцией лесного хозяйства и животного мира. Мухамеджан Жетписпаев, бывший аким Наурзумского района. Борис Кузнецов, крупный предприниматель. Александр Тимошечкин, бывший главный архитектор Костаная. Сергей Сотников, некогда возглавлявший АО «АгромашХолдинг KZ». Прибавьте сюда еще человек восемь председателей районных филиалов охотобщества, где самому младшему 40 лет, и за плечами которого работа экономистом в Рудненском горном комбинате. В президиуме конференции сидел Сергей Жалыбин, правовед и экономист-международник. Среди делегатов был и руководитель областного Русского драматического театра Юрий Ивлев… Я к тому, что фильтр из этих людей достаточно квалифицированный, чтобы оценить любого кандидата на председательство с позиций стратегической перспективы.

Таких не нашлось. Конференция проголосовала за Анатолия Коваленко. Хорошо это или плохо?

Ноша председателя часто требует в одном лице силы и целеустремленности охотника, терпения и специфических знаний рыбака, объединенных в дипломатическую сущность управленца. Везение – это не про председательство. На снимке Анатолий Коваленко.

Перспектива

Вечного двигателя не существует. Кадровая ротация столь же естественна, как и круговорот в природе. Вопрос только в том, чтобы она оказалась не сейсмической, покрывающей трещиной многолетние устои выстроенного здания. Коваленко, как опытный завхоз, трепетно относится к каждой его детали. На собрании он подчеркнул свое частое обращение к егерям: «Ребята, самое главное в отношении с рядовыми охотниками – это дипломатия и дипломатия. Люди совершают ошибки, но у каждой ошибки есть свой предел». И когда я слышу такое, то думаю, что Коваленко невольно адресует этот посыл и будущему сменщику, чтобы однажды с гербовой печатью вручить тому и неписаный кодекс моральной зрелости.

Председательская вершина для неискушенного человека выглядит эдакой тихой пенсионной рутиной, в которой, как в правилах дорожного движения, все промаркировано знаками: сюда нельзя, а тут по прямой, на красный ни-ни, на зеленый – велком!

С таким бэкграундом вам в кресле председателя не усидеть. Готовьтесь к тому, что ваш заплечный рюкзак всегда будет полон кирпичей.

Ноша

Лет пять назад Анатолий Коваленко выходил напрямую к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву. Положение было аховое, но мало кому из охотников известное: минсельхоз утвердил правила, согласно которым работы на лесных участках, занятых охотобществом, им же и оплачиваются. В переводе на понятный язык это значило, что затраты на лесоустройство, наземную и авиационную охрану лесов, контрольно-инпекционные функции оплачиваются из кассы общественного объединения. Как говорил небезызвестный российский государственник Черномырдин: «Никогда такого не было и вот опять!». Опускаю подробности, но в дуэли с чиновниками минсельхоза Коваленко победил. Он такой. Он цепкий.

Это Коваленко был инициатором обращения к министру экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзуму Мирзагалиеву с просьбой о делегировании части полномочий, касающихся охраны и использования животного мира, под контроль местного самуправления. Речь об открытии сроков охотничьего сезона, ранее по многолетней привычке решавшихся столичной бюрократией. «Площадь охотугодий области составляет 19 млн гектаров. По совокупности климатических особенностей и почвенному покрову разделена на три природные зоны» – цитата из обращения. И еще. «Спускаемые сверху рекомендации и приказы совершенно не учитывают местные реалии. Например, из столицы приходит приказ открыть охоту 20 сентября. Но это же в разгар охоты на водоплавающую дичь! На косулю надо выходить со снегом, чтобы были видны следы и зверя, и браконьера».

Это решенные задачи. Из нерешенных – ставки за пользование животным миром. Конкретно: интурохотники, приезжающие к н ам н а т рофейную добычу косули, платят за нее в 50 раз дороже, чем в сопредельном нам Кургане или Челябинске. И как же нам теперь конкурировать с соседями? Не только иностранцы, но и костанайские охотники проигрывают своим коллегам из России в плате за кабана и косулю: у нас в пять раз дороже, лось – в шесть раз.

Активная деловая переписка, подтвержденная юридически обоснованными аргументами, требует въедливой аналитической работы. На день останови ее, и мозг облохотобщества снизит свои бойцовские качества. Здесь вам не движение по ПДД. Не знаю, сохранилось ли в качестве действующей новеллы указание минсельхоза (приказ от 29.05.2015 г.) иметь охотобществу, исходя из его площади, 450 егерей и примерно 150 машин, средства связи, обмундирование и достойную зарплату…

По здравому смыслу, это из жанра космической фантастики Рэя Брэдбери. По сути, председатель облохотобщества становится здесь заложником головоломки, из которой выход только на собственной интуиции, управленческом даре и сдержанности викинга. Можете считать это инструкцией для человека, рано или поздно решившего оказаться преемником Анатолия Коваленко.

Сергей Сотников и Сергей Жалыбин активно обсуждали ход конференции.

Борис Кузнецов, большой дока в бизнесе и охотничьем увлечении: «Я знаю наше охотобщество еще со времен его основания – август 1955 года».

Анатолий Зуев, бывший аким Рудного: «Управленческий стиль председателя у меня вызывает только одобрение».

Юрий Ивлев, директор театра: «Охочусь с детства. На природе возникают порой шекспировские страсти».

Фото автора