Рядовое ДТП в областном центре вызвало ряд вопросов.
Показания
Фамилии участников ДТП называть не будем: не суть. Главное – показать, как бывает. Авария произошла в Костанае на пересечении ул. Алтынсарина и пр. Аль-Фараби. Автомобиль Hyundai 130, управляемый Валерией Л., перестроился с левой полосы на правую, и спустя несколько секунд в него ударился Volkswagen Tiguan, за рулем которого находилась Олеся Н. После чего Hyundai отлетел вперед и «поцеловал» Audi, стоящую перед ним.
В подобной ситуации чаще всего виновником ДТП признают того, кто был сзади. Ведь в ПДД РК в разделе «Скорость движения» сказано, что водитель ведет транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения. И при возникновении препятствия принимает меры к снижению скорости вплоть до остановки» (п.10.72).
Но когда на место происшествия прибыли полицейские, то водитель Volkswagen Tiguan Олеся Н. заявила, что Hyundai, который двигался попутно по левой полосе, не включая правый поворотник, резко перестроился на
ее полосу движения и остановился. Ей пришлось прибегнуть к экстренному торможению, но избежать столкновения не удалось.
С такими показаниями не согласилась Валерия Л. Она сказала, что увидев перед автомобилем Volkswagen свободное место и убедившись в безопасности перестроения с левой полосы на соседнюю, она правильно выполнила этот маневр. А столкновение, по ее мнению, произошло из-за того, что Н. не стала вовремя тормозить.
Свидетели
При таких противоречивых показаниях было бы сложно понять реальную картину происшествия. Но имелись две видеозаписи. Одна – со стационарной камеры видеонаблюдения, которая видит этот перекресток. Вторая – с камеры видеорегистратора из Volkswagen Tiguan. Причем эта камера фиксирует не только движение этого автомобиля, но и его скорость.
Поэтому Валерия Л., которую полицейские назвали виновником ДТП, и ее адвокат Дильмурат Сарсенов обратились к судебному эксперту Анатолию Ли, чтобы тот исследовал происшествие.
Специалист изучил видеозаписи и сделал их раскадровку, взяв временной промежуток, относящийся к столкновению Hyundai и Volkswagen. Установлено, что Volkswagen, двигаясь в правом ряду со скоростью
17 км/ч, стал снижать скорость движения до 11 км/ч, поскольку впереди идущий автомобиль начал парковаться. А водитель Hyundai, увидев снижение скорости этих двух машин и освобождающуюся правую полосу, начал на нее перестраиваться. И это произошло за 2,8 секунды до столкновения.
Но тут, указал эксперт, у водителя Volkswagen проявилась агрессивная манера управления автомобилем в момент начала перестроения Hyundai на правую полосу. Игнорируя заблаговременное включение правого указателя поворота о перестроении впереди идущего автомобиля, водитель начал повышать скорость с 11-12
км/ч на 15-16 км/ч. Более того, когда загорелся стоп-сигнал на Hyundai, водитель Volkswagen вместо торможения стал еще больше увеличивать скорость до 21-35 км/ч.
В итоге специалист сделал вывод, что в условиях места происшествия остановочное время, необходимое автомобилю Volkswagen при движении со скоростью 12 км/ч, составляло бы 1,65 секунды. А на Hyundai
стоп-сигналы, указывающие о торможении, загорелись за 1,8 секунды до столкновения. Но водитель Volkswagen в этот момент не стал тормозить, а, наоборот, двигался с ускорением. И произошло ДТП.
Не принял во внимание
Понятно, что такой вывод судебного эксперта шел явно вопреки мнению дознавателя, который назвал Валерию Л. виновником аварии. И предполагалось, что на заседании специализированного суда по адмнарушениям это заключение будет учтено.
Но суд отнесся к этому заключению критически и не принял его во внимание, поскольку оно проведено без учета мнения Олеси Н. и водителя Audi. Было сказано, что такой вывод эксперта не соответствует обстоятельствам дела и противоречит схеме ДТП.
Поэтому Валерия Л. судом была признана виновной, так как решено, что она нарушила п. 8.51 ПДД и при перестроении не уступила дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Заключение эксперта, подтвержденное видеозаписью, для Фемиды пустышка? Именно за ответом на этот вопрос ведущий «Дорожной практики» и отправился на заседание судебной коллегии Костанайского облсуда, где рассматривалась апелляционная жалоба Валерии Л.
Без полемики
Судья, который председательствовал на этой коллегии, постановление предыдущей судебной инстанции оставил без изменений. Впрочем, он пояснил, почему пришел к такому решению.
По его словам, специалист Анатолий Ли определил точное время с того момента, когда Валерия Л. включила правый поворотник, после чего через четыре секунды произошло ДТП. Но сколько секунд прошло после того, как она начала перестраиваться? Мол, это не известно. Поэтому, заявил председательствующий, судебная
коллегия не принимает во внимание заключение Ли, поскольку он взял за исходные данные начало включения поворотника до момента ДТП, но не указал на какой секунде Валерия Л. начала перестраиваться. Но ведь
эксперт сказал, что Hyundai перестраивался на правую полосу за 2,8 секунды до столкновения…
Кроме того, заметил судья, включение указателя поворота, по правилам дорожного движения, не дает привилегии перестраиваться. Эта полоса Олеси Н., и она решает – пропускать или не пропускать. А
экстренное торможение она делает в тот момент, когда у нее возникает препятствие. То есть, когда кто-то оказался впереди, вот тогда она обязана принять меры для остановки.
Тут адвокат Сарсенов заметил, что при возникновении препятствия Олеся Н. не стала останавливаться, а, наоборот, начала увеличивать скорость. Но судья остановил его и заявил, что не намерен вступать в
полемику. Он просто разъясняет принятое решение, и никакие вопросы уже не обсуждаются.
А далее завершение диктофонной записи судьи, который сказал: «Поэтому, когда перед машиной Н. пристроилась другая машина, и она решила набрать скорость, она никаких правил дорожного движения
не нарушала. Даже если бы набрала скорость до 60 км/ч, то есть до разрешаемого правилами предела, то она правила не нарушала бы. И только она принимает решение – пропускать или нет… Даже если предположить, что она увидела, что вы (Валерия Л. – Прим. авт.) включили поворот, но она набрала скорость, потому что решила вас не пропускать, то это ее право. То есть вы должны были убедиться, что ваша полоса свободна, что вас пропускают. Потому что это ее полоса, а вы перестраиваетесь на ее полосу…».
Скриншот с видеорегистратора Олеси Н.