«Ничего не вымогал, ни у кого не требовал деньги». В спецсуде по уголовным делам началось главное судебное разбирательство по делу блогера из Карабалыка Миршата Сарсенбаева

48-летнего мужчину обвиняют  в особо крупном вымогательстве, это тяжкое преступление, за которое законодатель предусмотрел от 7 до 15 лет лишения свободы.

По версии обвинения он требовал 20 миллионов тенге  или автомобиль Shacman равноценной стоимости. Блогер категорически не признает себя виновным.

Так кто же потерпевший?

С самого начала защитники подсудимого Снежанна Жукова и Эльмира Санкаева задались вопросом: а кто, собственно, потерпевший по уголовному делу? В обвинительном акте указан Кайрат Маишев как физическое лицо. Но в деле есть постановление следователя о том, что потерпевшей стороной выступает возглавляемое им ТОО  «Poultry-Agro», Карабалыкская птицефабрика. В зал суда Маишев не явился, по словам его адвоката постоянно занят на совещаниях, ведь он является руководителем Союза птицеводов Казахстана. Защита подсудимого настаивает на его допросе.

Есть в деле еще одна немаловажная фигура – адвокат Игорь Шишов (младший). По словам Снежанны Жуковой, именно он на первом этапе досудебного расследования числился потерпевшим. Именно по его заявлению было возбуждено уголовное дело на Миршата Сарсенбаева. При этом, как отметила сторона защиты, следствие начало принимать его заявления и ходатайства раньше, чем статус потерпевшего получил Кайрат Маишев, представителем которого теперь в суде является Шишов. Кроме того, согласно ответу на адвокатский запрос Эльмиры Санкаевой из Комитета правовой статистики, заявление Шишова о вымогательстве со стороны блогера в Едином реестре досудебных расследований не числится. Но не только это вызвало шквал вопросов и ходатайств по процессуальному статусу Игоря Шишова в суде. В частности, почему профессиональный адвокат не предоставил полагающееся по закону уведомление? Что его связывает с Карабалыкской птицефабрикой? Если он работал там в штате юристом, то это незаконно. Поскольку профессиональный адвокат имеет право дополнительно заниматься только педагогической и научной деятельностью. Ни одно из ходатайств защитников подсудимого судья Аделия Хасенова не удовлетворила. Сам же Игорь Шишов сослался на ранее вынесенное судьей определение, согласно которому он назван представителем потерпевшего. И больше, по его мнению, ему доказывать ничего не надо. Тут надо пояснить. На предварительном слушании от адвоката потерпевшей стороны Ахметова поступило ходатайство признать Игоря Шишова не представителем потерпевшего, а свидетелем. Поскольку именно Шишов знает всю изнанку возникновения уголовного дела. Но судья в таком ходатайстве отказала, автоматически закрепив за ним статус представителя. Обжаловать этот отказ теперь можно только при подаче апелляционной жалобы после вынесения приговора.

Версия обвинения

О том, какую роль Игорь Шишов сыграл в уголовном деле, можно было узнать из обвинительного акта, который зачитал в суде прокурор Еркебулан Айтбаев.

В 2019 году Миршат Сарсенбаев зарегистрировал на канале  YouTub свою страницу под названием «Неудобные вопросы Миршата Сарсенбаева». И стал выкладывать там разные ролики. Седьмого февраля появился сюжет, как на территории Тогузакского сельского округа птицефабрика осуществила выброс птицы. И задался вопросом, законно ли это. Благодаря этому видео соответствующие госструктуры (ветеринарный контроль, экологическая служба) провели проверку и привлекли птицефабрику к административной ответственности. Предприятию пришлось заплатить три штрафа на полмиллиона тенге. По утверждению обвинения, тем самым блогер нанес птицефабрике и материальный, и репутационный ущерб(!?).

Через несколько дней после появления ролика к Сарсенбаеву на работу (он трудился видео и звукооператором в местном Доме культуры) пришел Шишов. Попросил удалить ролик из соцсетей. Сарсенбаев же, говорится в обвинительном акте, заявил, что располагает и другими записями и дал понять, что может разместить и их. Затем выдвинул требование: 20 миллионов или автомобиль.  Как утверждает обвинение, при этом Сарсенбаев «избегал прямых конструкций речи», свое требование написал на экране мобильного телефона. Это было осознанное действие, чтобы скрыть свое намерение, завуалировать требование, полагает обвинение. Шишов при этом ответил, что поговорит с руководством. После этого, якобы, Сарсенбаев разместил еще три видео. Что и вынудило руководство птицефабрики пойти на сговор. Но при этом Шишов обратился в правоохранительные органы. При второй встрече с Сарсенбаевым, говорится в обвинительном акте, Шишов сговорился с ним на сумму в 15 миллионов тенге. Эти деньги в пакете перекинул в палисадник дома блогера. А тот, якобы, накрыл пакет совковой лопатой. Как утверждает обвинение, своей публикацией ролика в соцсетях Сарсенбаев «создавал условия для вымогательства».

Когда судья спросила подсудимого, признает ли он вину, тот ответил:

— Я не признаю себя виноватым, ничего не вымогал. Ни у кого ни в каких случаях не требовал денег.

Подсудимого допросили первым. Допрос длился два часа, но так и не был закончен.

Фото автора