В условиях формирования нового многополярного мира несколько новых политических и экономических платформ стремятся продвигать развитие маргинализированных стран Глобального Юга, не полагаясь на глобальные институты, доминируемые Западом, такие как G7, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.
BRICS является самым мощным из блоков, бросающих вызов гегемонии устоявшихся глобальных институтов, которые, как считается, склонны к интересам развитых стран и игнорируют потребности бедных государств. Но также появляются многочисленные двусторонние и трехсторонние объединения, направленные на продвижение конкретных региональных интересов.
IBSA (Форум диалога Индия–Бразилия–Южная Африка), созданный в 2003 году, является одной из ключевых платформ для продвижения сотрудничества «Юг–Юг» между тремя многокультурными демократиями, расположенными на трех континентах — Азии, Африке и Южной Америке — с общими глобальными интересами.
Диалог IBSA на полях саммита G20 в Йоханнесбурге в ноябре между премьер-министром Индии Нарендрой Моди, президентом Южной Африки Сирилом Рамафосой и президентом Бразилии Луисом Инасио Лулой да Силвой придал IBSA новый импульс и обновленное чувство цели.
Это обновление было ускорено тем, что его участники воспринимают как несправедливое обращение Дональда Трампа. Американский президент ввел одни из самых суровых штрафных тарифов в размере 50% на экспорт из Индии и Бразилии в США, а также, ложно обвинив Преторию в преследовании белого населения, пытался наказать Южную Африку, в том числе бойкотируя саммит G20 в Йоханнесбурге в прошлом месяце.
В результате этих, казалось бы, агрессивных действий Вашингтона страны-члены убедились, что IBSA необходимо действовать незамедлительно, чтобы участвовать в формировании глобальной повестки.
Призывы к реформе глобальных институтов
Рамафоса, недавно принявший ротационное председательство в IBSA, задал тон в своих вступительных замечаниях на Диалоге, призвав к более представительной и отзывчивой многосторонней системе: «Наше сотрудничество основано на ежедневных реалиях наших народов. Вместе мы должны выступать за амбициозную реформу глобальных институтов управления».
Он призвал лидеров IBSA позиционировать себя как соавторов более представительной и отзывчивой многосторонней системы: «Структурные проблемы мировой экономики — растущий разрыв между богатыми и бедными, углубляющаяся бедность и отставание — можно эффективно решать только через новую парадигму инклюзивного экономического роста».
Моди, отметив, что глобальные институты управления далеки от реалий XXI века, призвал IBSA послать ясный сигнал о «единстве, сотрудничестве и человечности» в мире, который кажется «фрагментированным и разделенным во многих направлениях».
Он добавил, что глобальная «институциональная реформа больше не является опцией, а необходимостью», и предложил проводить официальные регулярные встречи советников по национальной безопасности стран-членов для укрепления сотрудничества в области безопасности. Моди также предложил создание Альянса цифровых инноваций IBSA для разработки «безопасных, надежных и ориентированных на человека норм ИИ».
Отметив, что Фонд IBSA, запущенный в 2006 году, реализовал почти 50 проектов в 40 странах в сферах образования, здравоохранения, расширения прав женщин и солнечной энергетики, Моди предложил создание Фонда IBSA по климатически устойчивому сельскому хозяйству.
Да Силва заявил, что трехсторонняя координация между Бразилией, Индией и Южной Африкой может «постоянно отражаться в ООН, G20 и BRICS», усиливая влияние стран Глобального Юга на формирование международного порядка.
Бразильский лидер призвал к модернизации и переосмыслению глобальной роли IBSA в условиях меняющегося международного ландшафта с расширением BRICS и укреплением G20. «Статус крупных развивающихся экономик Глобального Юга и крупных демократий придает IBSA его собственную идентичность и возможности», — сказал он.
В стремлении обеспечить, чтобы импульс, созданный на Диалоге IBSA, и повестка, заданная Моди, да Силвой и Рамафосой, были учтены остальным миром, предложен саммит IBSA в ближайшем будущем, чтобы гарантировать, что потребности, стремления и экономическое развитие стран Глобального Юга и развивающегося мира получат заслуженный приоритет.








