Как говорят в отдельных телепередачах, пользуясь случаем, хочу передать привет...
Так вот, я тоже хочу передать привет первым выпускникам Кустанайского филиала Целиноградского сельскохозяйственного института. Всем, кто еще работает или уже на пенсии, кто здесь живет, а кто далече. Сейчас это аграрный блок КГУ - Костанайского госуниверситета, а тогда он был всего лишь филиалом, и даже не столичного вуза. Привет всем, кто первым в 1971 году окончил филиал и пошел трудиться в совхозы, бригады, на фермы. Конезавод тогда уже стал поселком Заречным, здесь же была создана Кустанайская государственная сельскохозяйственная опытная станция. Если короче – просто опытная станция. Со временем ее возглавил Франц Христианович Шлосс, который в числе первых защищал здесь диплом, а потом руководил опытной станцией и другими хозяйствами.
Мой репортаж с того события был опубликован в "Ленинском пути" (ныне "Костанайские новости") в феврале 1971 года.
Обычный репортаж с рядового вроде бы события. Тогда, однако, было оно вовсе не рядовым для области, в которой испокон веков учили только педагогов, а агрономов ковали в Алма-Ате, Целинограде, Троицке, Москве. Не ближний свет, даже и Троицк. А тут - хоть и филиал, но свой, рядом. Уже эта близость открывала шире двери для многих ребят из сельских школ, которые в основном и шли учиться в сельхозвуз. Директором филиала стал мало кому известный в то время главный агроном совхоза «Московский» Анатолий Александрович Образ. Кто-то сумел разглядеть в нем и организатора, и подвижника, который сумел собрать крепкий коллектив педагогов. Так бывает в жизни…
Насколько мне известно, господин Шлосс сейчас живет в Германии, а где и чем заняты остальные обладатели первых дипломов, не знаю. Многие, наверное, уже на пенсии. Откликнется кто - спасибо. Во всяком случае, знаю точно, никто не пропал, никому искать работу не пришлось. Время другое было - работа сама искала людей.
Да и хозяйство, куда поселили филиал сельхозвуза, было тогда другим, за опытом или на практику ездить никуда не надо было. Опытная станция в Заречном имела такую научную и производственную базу, что сюда ездили за опытом со всего Союза. Работать и жить здесь считалось большой удачей. Директором станции был Николай Моисеевич Дядик, его замом по науке - Аркадий Васильевич Артюшенко. Причем, как говорят, возможности Артюшенко директор ничем не ограничивал. Аркадий Васильевич мог пригласить и приглашал любого специалиста из любого конца СССР. Принимали людей по конкурсу, выбирали лучших. Нынешний зам. директора АО "Баян Сулу" Александр Пыльский рассказал мне, что и его семья приехала в Заречный из Белоруссии - мама прошла по конкурсу и была принята на работу на опытную станцию заведующей отделом. Проблем с жильем не было - хорошие квартиры или коттеджи давали сразу. Выплачивали подъемные, на зарплату тоже никто не жаловался. Специалисты приезжали из России, Украины.
Это Артюшенко при поддержке Дядика сформировал творческий коллектив ученых, создал лаборатории и отделы, загрузил их работой. Сам же продолжил главное дело своей жизни. Он не только доказал, что в Северном Казахстане можно сеять озимую пшеницу, но и разработал технологию ее выращивания. В те годы, специалисты помнят, в области сеяли до полумиллиона гектаров озимых и получали по 40 центнеров отличного зерна с каждого из них. Все, кто работал с Артюшенко, помнят его как редкого энтузиаста своего дела, человека доброго и увлеченного. Опытная станция в те годы не только двигала науку, но и конкретно помогала производству. Мы, в редакции, частенько морщились, когда приходилось печатать рекомендации ученых, а их, рекомендаций, было немало и на все случаи сельской жизни. Как-то, помню, выдалась дождливая весна, лило недели две подряд, в лучшие для сева сроки на поля нельзя было зайти и трактору. Но и на этот случай нашлись советы, и мы их напечатали, отодвинув свои журналистские "шедевры".
Я еще раз перечитал свой репортаж из февраля 1971 года. Четыре фотографии, строк сто текста. Выпускники, темы дипломных работ. Публикую оттиск той газеты - может, кому-то будет интересно. Артюшенко в тексте упомянут, но его фото в газете нет. Сейчас пытаюсь вспомнить, почему не напечатали его снимок, и нахожу этому одно объяснение. Аркадий Васильевич и его идеи были настолько на слуху, что мы боялись - как бы не примелькался в газете. Он часто бывал в редакции, все журналисты знали его в лицо. К сожалению, мне редко доводилось общаться с этим человеком. Защита и вручение дипломов - просто удачный случай.
Кто еще попал в кадр - не знаю. Лица знакомые, а назвать не могу. Знаю, что это и педагоги филиала, и сотрудники опытной станции. И чтобы никому не было обидно, назову, со слов Пыльского, ученых, которые в те годы работали вместе с Артюшенко и на ровном месте создавали научную лабораторию. И производственную базу тоже. Это (извините, могу назвать только фамилии) Адомяко, Гилевич, Ушаков, Рычагова, Пыльская, Чепракова, супруги Кудашевы, Емнонов, Оразбаев, Петренко, Смирнов, Акулов, наш хороший знакомый Андрей Удовицкий и многие другие.
Аркадий Васильевич Артюшенко, к великому сожалению, трагически погиб в автомобильной аварии, и эта беда практически свела на нет его идею с озимыми. Их у нас сеют, но совсем немного, и только рожь. Говорят, климат не подходит.
Вот такой получился привет. И первым выпускникам нашего первого сельхозвуза, и ученым, которые тогда работали в науке и в этом вузе готовили себе смену.
Дай бог, чтобы новой смене пришлось пореже обивать чьи-то пороги в поисках работы. В чем–чем, а уж в этом первые выпускники были счастливее нынешних.