И правда, как только грянет после короткого февраля март, пусть с буранами и холодами, чувствуешь уже - весна на пороге! А где весна, там и праздники. 8 Марта, а следом - Масленица, Наурыз. На этом старом фото - именно Масленица где-то примерно в конце шестидесятых.
Тройка лошадей катит по улице Советской (ныне Байтурсынова), которая тогда была открыта для транспорта. Особого движения тут, правда, не было, в отличие от улицы Ленина, которую она пересекала. Улица Ленина была наиболее загружена всяческим транспортом. То движение, конечно, не сравнить с нынешним, но все же... Автобусы главного маршрута, № 1 "Вокзал - пляж", тоже ходили по улице Ленина, и пустыми они никогда не были, даже зимой. Когда движение транспорта здесь закрыли, ушли в небытие сразу две остановки: одна у девятиэтажки, напротив нынешнего "Атриума", вторая - у почтамта, напротив универмага (пассаж Яушевых).
Наурыз тогда публично не отмечали, разве что в семьях. Да и Масленица не сразу прописалась в календаре. Кому-то втемяшилось в голову, что это церковный праздник, и его сразу же "забыли". Потом объявили Масленицу народным праздником, и вот тогда ее вернули. Да, собственно, она никуда и не уходила, как и Наурыз, только отмечали ее без шума и официоза. Масленицу у нас стали гулять широко, с размахом.
На площади, напротив здания обкома партии и облисполкома (сейчас университет), вкапывали гладкий столб, вешали наверху кирзовые сапоги и приглашали любого из толпы забраться. Желающих бывало много, но не помню, чтобы кто-нибудь добыл этот приз. Такое только в кино бывает. Вокруг же разворачивались все остальные дела. Пели со сцены, плясали там же и в толпе, катались на лошадях, торговали блинами, чаем, пирогами, втихую угощались чем покрепче. А больше просто слонялись. Когда властям надоедал этот тарарам, Масленицу сдвигали на пляж. Автобусы первого маршрута шли до пляжа с перегрузкой. А кто не терпел этой давки, мог и пешком дойти.
Та же улица Советская и на втором моем старом снимке. Росли на ней тогда мощные, тенистые карагачи, а на площади еще стояли бюсты летчиков, дважды героев Советского Союза Леонида Беды и Ивана Павлова, героев Отечественной войны. Памятника В. И. Ленину, судя по фото, еще здесь не было, его установили позже, в 1967 году. Между прочим, этот памятник работы известного российского скульптора Николая Щербакова был предметом гордости кустанайцев. Повсюду Ильич стоял на высоком постаменте, в крайнем случае - на броневике, а у нас, можно сказать, на земле, с народом. Потом уже его двинули к новому зданию обкома партии (сейчас облакимат), а затем он ушел в парк Победы.
А улицу эту по-прежнему любят многие, здесь всегда полно людей. Так было и в те еще годы. Даже при том, что движение транспорта было здесь разрешено, вечерами редкая машина вспугивала гуляющих. Помню, как только переехала наша семья в город, я вышел осмотреться, где тут и что. Ну, местные гопники меня тут же и сунули носом в сугроб. Мол, не фиг тебе, колхознику, по нашим улицам слоняться. Как они сразу же чуяли чужака, остается только догадываться. Здесь, на этой улице, в доме 49 на первом этаже, был чудный магазин фототоваров. Там, где сейчас то трактир, то кафе. Здесь я покупал к своей простенькой "Смене" фотопленку, бумагу, химикаты. Здесь облизывался на заманчивый плакат над витриной: "Неспроста идет молва - "Киев", "Зоркий", ФЭД, "Москва". Аппараты лучших марок - замечательный подарок!" Отсюда рукой подать до парка, который был загущен, местами запущен, но все же был парком. Наверное, еще есть старожилы, которые помнят в этом парке небольшой стадион, кажется, "Динамо". Летом - футбол, зимой - каток в центре города. Чертово колесо поставили позже, мне же и довелось писать об этом важном событии в газете.
Фотомагазин, кстати, потом переехал в центральный универмаг, а в горисполкоме долго думали, что же поселить в этом помещении. Кого попало сюда пускать было рискованно. Дело в том, что в аккурат над этим магазином, на втором этаже, в квартире № 17, жил хозяин области Бородин Андрей Михайлович (БАМ). Не дай бог, потревожат его покой шумные соседи. В конце концов поселили сюда парикмахерскую. Однако все ж промашка вышла. Очень скоро парикмахеров попросили вон, поскольку ароматы "Шипра" и "Красной Москвы" достали таки БАМа, и он потребовал замены.
Вернусь, однако, к Масленице. В конце шестидесятых она не только широко отмечалась, но и освещалась в обеих областных газетах. В "Ленинском пути" по традиции я давал фоторепортаж. У газеты был свой интерес - не гонять в выходной по морозу двух человек, можно и одним обойтись. Народу же это была хорошая отдушина, возможность от души погулять и пообщаться. Праздников в те годы элементарно не хватало.
На Масленицу в этом году выдалась теплая погода. Дай Бог, чтоб и на Наурыз было не хуже. Цветные снимки с празднования Наурыза в 2001 году принес наш читатель Григорий Семенович Олейник. Тогда было, судя по всему, очень тепло, и народ гулял от души. Это, наверное, и есть самое главное в любом празднике – гулять, так от души. И еще – радость, что наконец-то подошла к концу такая долгая у нас зима…