Точного ответа на этот вопрос не знает никто, поскольку нет согласия по поводу критериев учета. В самом деле, кого считать женами первого российского царя? Только ли тех, с кем он венчался в церкви? Так, почитай, со всеми и венчался, заставляя творить обряд священников. И тогда окажется, что у него их было семь или восемь. При том что по всем православным канонам жен не может быть более трех. И вообще, так ли это важно для истории вообще и для государства в частности, сколько у царя было жен?
Конечно же, Иван Васильевич, один из последних представителей династии Рюриковичей, имел и более важные проблемы. Жены, венчания, разводы — это сегодня все на потребу публики, чтобы не угасал интерес к одному из выдающихся правителей России. Но ведь не за любвеобильную натуру прозвали его Грозным. Совсем не за интерес к боярским дочкам почитали царя в народе. И вообще, вокруг этой личности наворочено столько всякой нелепости и откровенной клеветы, что удивительно, как это он ухитрился дожить до преклонных лет. При таких-то злодеяниях, которые творил на самом деле и которые молва лишь приписывала ему. Причем не просто дожил, но и правил государством 50 лет и 105 дней! Никто дольше него не усидел на российском троне.
Поневоле задумаешься, кому это надо было так очернить человека и какие цели при этом преследовались? Как-то сами собой приходят в голову аналогии кое с кем из современных политиков, не буду показывать пальцем, и невольно задумываешься над некими истинами и мифами, дошедшими до нас из глубины веков. К примеру, так ли на деле жесток был этот Рюрикович, как нам его представляли, по крайней мере в сравнении с другими правителями? Опричники, которых он породил, были на пользу или во вред государству? Легенды и вроде бы вполне достоверные писания изображали их изуверами, которые рубили невинных направо и налево, а к седлу у каждого были приторочены метла и собачья голова. Ну метла — это понятно, чтобы выметать всех неугодных. Где собак столько набрали, чтобы к каждому седлу пришпандорить? Тысяч шесть голов надо было...
Глупость некоторых позиций настолько очевидна, что и в абсолютно бесспорном начинаешь сомневаться. Ну, к примеру, в правдивости картины Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» - точное название). Не зря же существует некое сообщество, которое считает сюжет клеветническим и требует убрать шедевр из Третьяковки.
Не хочу изображать из себя знатока истории и тех конкретных времен, когда правил Иван IV. Мне повезло побывать на экскурсии в его временной вотчине городе Александрове (прежде Александровская слобода), сделать кучу всяких фото, а потом с помощью Интернета попытаться решить для себя — кем же он был? Сумасшедшим правителем, который измывался над народом и его лучшими представителями — князьями, думными дьяками и прочими боярами? Ведь многие исследователи откровенно называют его параноиком. Или был он мудрым главой государства, который задолго до Петра I предвосхитил его новации, за которые мы до сих пор называем этого царя великим?
Труд непосильный, учитывая хотя бы число монографий, книг и публикаций на эту тему. Даже в Википедии количество их зашкаливает за пределы разумного. Более того, у классиков исторической науки тоже нет единства в оценках этой незаурядной личности. Современные же критики напоказ выставляют противоречия из их творений и резонно вопрошают: разве этому можно верить? Разве можно доверять писаниям князя Андрея Курбского, который, будучи обласканным Иваном Васильевичем, переметнулся в стан его врага литовского князя Сигизмунда и повернул оружие против своего вчерашнего властителя? На его труд «История княжества Московского великого» ссылаются многие историки, но можно ли считать точку зрения перебежчика достоверной?
Впрочем, не мое это дело - судить историков и докапываться до истины там, где ее до сих пор не смогли добыть. Более уместно мне просто описать, что видел, и хотя бы штрихами обозначить свою позицию. Что я и сделаю.
Въезжаем в город Александров, теплынь, середина августа. Окрестные леса и ежедневные теплые дождики освежают воздух. Так и хочется отстать на полдня от стада и попастись с грибным лукошком в недалеком бору. Для нас это последний город Золотого кольца, потом уже будет возвращение в Москву. Так вот, повторюсь, дождики с грозой провожали нас почти всю дорогу, но были какие-то несерьезные, летние. А в Александрове ливануло так, будто кто-то наверху краны открыл. «Иван Васильевич сердится», - пошутил кто-то, прячась под крышу.
Местная гидесса тем временем ведет нас по палатам царским. На память приходит фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и сразу что-то не стыкуется в голове. Понятное дело, фильм комедийный, но в его основе пьеса Михаила Булгакова, а это был человек серьезный, дотошный. Но вот заходим в трапезную, гидесса зажигает свечи и гасит электричество. Даже по нашим понятиям невелика комнатка, у иных олигархов в таких прислуга обедает. А тут кормился сам и угощал своих приближенных царь-батюшка. Или это комнатушка для самых приближенных? Но другой-то и нет, ее бы нам обязательно показали.
И вот что интересно, соль в те времена была дороже золота, и грозный царь самолично наделял ею своих гостей. Поднявшись со своего царского кресла, лично отсыпал. Но не всем, а особо приближенным. Те же, кому соли не доставалось, уходили несолоно хлебавши. Отсюда, из этой трапезной, и пошло выражение. Темновато, душно и вообще какая-то мрачноватая аура витает в воздухе. Опять же вспоминаешь веселый фильм, но там трапезная была куда богаче. Видимо, то была кремлевская трапезная, не все же время правил Иван Васильевич из Александрова.
В опочивальне вроде повеселее, но тоже невелика комнатушка, не смотрится царская спальня достойной правителя. Кровать под балдахином и вовсе куцая, а царь-то даже по нашим понятиям не мелким был человеком. Рост, это доподлинно установлено, не меньше чем 180. Как помещался? В те времена, поясняет гидесса, принято было спать полусидя, так что места Ивану Васильевичу вполне хватало. В воздухе повисает невысказанный вопрос: а царицу куда девать? Вдвоем вообще тесно будет, хоть полусидя, хоть полулежа.
Кстати, царица в фильме Леонида Гайдая представляется Марфой Васильевной. И в самом деле, была у Ивана Васильевича такая супруга, по фамилии Собакина, это его третья законная жена. В жизни тоже была красавицей, но немного времени провела в царских чертогах, заболела и за две недели ушла из жизни. От чего умерла так скоро, неизвестно. Иван Васильевич гневался на придворных и на бояр, извели, мол, как и первую его женушку, но что поделаешь, уже не вернуть. И грозный царь пишет прошение митрополиту с требованием разрешить еще один, четвертый, брак. Под тем предлогом, что за два месяца Марфа Васильевна так и не успела стать ему женой и третьего брака как бы не было.
С митрополитом Филиппом, кстати, Иван Грозный откровенно не ладил, тот пытался наставлять его с помощью писем, которые, однако, не возымели на царя никакого действия. Иван Васильевич презрительно именовал их филькиными грамотами.
С первой же своей суженой Анастасией Романовной Захарьиной Иван Грозный прожил душа в душу 13 лет. Добрая, с мягким характером, Анастасия, которую Иван Грозный действительно любил и с которой был счастлив, была ему верной опорой. В те благодатные для правителя и страны годы никому и в голову не приходило называть его Грозным, никакими злодействами на Руси и не пахло. Анастасия Романовна родила царю шестерых детей. Правда, дочери и первый сын Дмитрий рано умерли, а выжили лишь двое сыновей. Это был Иван, нравом чрезвычайно похожий на отца, и слабовольный хилый Федор. А потом Анастасия Романовна очень быстро, за три дня, зачахла и умерла, да так, что ни один медик не смог определить хворобу. Иван Васильевич с полным на то основанием подозревал, что кто-то помог ей уйти из жизни, чтобы избавить правителя от ее влияния.
Уже в наше время все подозрения Ивана Васильевича подтвердились. В 2000 году специалисты Бюро судебно-медицинских экспертиз провели анализ прекрасно сохранившейся косы первой жены Ивана Васильевича. В результате было обнаружено значительное превышение ртути, мышьяка и свинца, которое никак нельзя было объяснить естественными причинами. Николай Михайлович Карамзин, публицист, писатель и историк, написал, что «со смертью Анастасии Иоанн лишился не только супруги, но и добродетели». Не с этого ли трагического момента в биографии Ивана Васильевича начинаются перемены и в его характере, и в методах его правления государством? Давняя обида на боярское окружение разгорелась снова, получив подпитку фактом подозрительной кончины любимой жены.
Чтобы не отвлекаться более на щекотливую тему жен великого государя, упомяну еще один вроде бы анекдотичный факт из его жития. Уже будучи женатым человеком, воспылал он вдруг желанием поиметь в супруги английскую королеву Елизавету I. Та его поползновения отвергла, не желая стать царицей дикой страны, где медведи бродят по городским улицам, а пьяные мужики днями напролет хлещут брагу под развесистой клюквой. Россия в то время была вполне цивильной страной, никто, как в Париже, не опорожнял ночные горшки на головы прохожих. Но вот поди ж ты...
Королева отказала царю, но найти убедительный предлог не смогла или не захотела искать. Ответила, что, мол, я бы и не против, но вот парламент не дозволяет. Иван Васильевич разгневался и вопреки всем канонам дипломатии высказал ей: «И мы чаяли того, что ты на своём государьстве государыня и сама владееш... Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые, и о наших о государских головах и о честех и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты пребываешь в своем девическом чину, как пошлая девица…» Отметим, что слово «пошлая» в те времена значило «обыкновенная, рядовая», но все равно обидно и резко написал Иван Васильевич королеве, которая оказалась не хозяйкой в своем королевстве.
А для себя возьмем во внимание, что слухи о дикости страны и ее правителя не имели под собой никаких оснований. Не дик был Иван Васильевич, и взор его не ограничивали высокие стены Александровской слободы. Очень внимательно присматривался он к Европе и искал там союзников и партнеров для торговых и иных дел. Кто-то из ученых по этому поводу высказался так: трудно представить себе, по какому пути могла пойти история, свершись этот брак между русским царем и английской королевой. Но британская гордыня сделала свое дело, и Иван Васильевич занялся более неотложными, чем женитьба, проблемами.
Внутри государства начал он выстраивать, как сказали бы сейчас, сильную вертикаль власти. Крепче всего попало изнеженным боярам, привыкшим к почти что царским привилегиям. И тут уместно вспомнить детство царя и его опекунов, которым было поручено холить и лелеять будущего монарха. Отец Ивана Василий III был слаб здоровьем и чувствовал свой скорый уход из жизни. Чтобы обезопасить со всех сторон своего сына, Василий поручил его судьбу семи самым верным боярам. Они должны были заботиться о нем, как о чадах своих. На деле же вышло иначе. Малолетний монарх (а ему после кончины отца едва исполнилось три года) бывал и некормлен, и неодет и вообще заброшен. На всю жизнь запомнил он, как на постели его отца развалился, не сняв даже сапог, очередной временщик.
Будучи уже всесильным государем, Иван Васильевич припомнил боярскому сословию все обиды и унижения. Первыми под раздачу попали те, кого он считал виновными в смерти своей любимой жены. Затем были унижены или вообще уничтожены те, кто привык не служить монарху и государству, а лишь пьянствовать, обирать крепостных и плести интриги.
В Александрове все гиды обязательно показывают не только покои царские, но и подвальчик, в котором для царя и его окружения квасили капусту и прочие соленья. Здесь же, в этом подвальчике, заплечных дел мастера, а порой и сам царь пытали заподозренных или уличенных в измене людишек.
...По крышам царской обители хлестал дождь, вроде бы даже гром прогремел неподалеку. Под эту музыку экскурсионный народ спустился в тот мрачноватый подвальчик. Я не пошел, сделал сверху фото и остался на свежем воздухе - на что там любоваться? Изуверство, оно никого не красит, властителя тем более. Но кто из правителей тех лет, а это был, напомню, XVI век, остался безгрешен? Часто ли они сами доживали до преклонных лет и уходили из жизни без помощи своих близких и дальних? Сколько веков творила свое «правосудие» во Франции гильотина? Последний раз ей довелось укоротить какого-то преступного бедолагу в 1977 году. В наше время, по сути!
Иван Васильевич, наведя порядок в своем ближайшем окружении, вплотную занялся территориальными приращениями Московии. Задолго до Петра I простер он свои интересы в сторону Балтии, ведя бесконечные, хотя и неудачные Ливонские войны. Особых викторий тут не было, но интерес России в этом направлении был обозначен четко. Иван Васильевич хотел, чтобы его государство было достойной и полноправной частью Европы. Европа же откровенно боялась роста и усиления этих диких московитов. Отсюда всяческое противодействие, козни, слухи, интриги неугодным соседям. Сегодня это назвали бы информационными войнами.
Его попрекали, что за время своего правления он извел от четырех до пяти тысяч человек из числа своих подданных. А неудавшаяся невеста его Елизавета I прославилась как автор самого жестокого закона против бродяжничества. При ней «бродяг вешали целыми рядами», счет шел на десятки, если не на сотни тысяч. Историки как-то подсчитали общее число жертв инквизиции в Европе, и оказалось, что «святые» люди уничтожили более 10 миллионов человек. Впрочем, на Руси тоже вели борьбу с ведьмами и колдунами. В летописи сохранились записи, что, например, в 1227 году в Новгороде были сожжены четыре колдуна.
В уже упомянутом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» государь устами Юрия Яковлева припоминает: Казань брал, Астрахань брал... В память о взятии Казани в Москве был построен собор Василия Блаженного — по сей день украшает Красную площадь. Он действительно взял и подчинил себе эти осколки некогда всесильной Орды, положив конец многовековому игу. И разорвал цепочку недружественной дуги: Казань — Астрахань — Крым. Но на Крым у него еще не было сил. А потом он положил глаз на Сибирь, и государство приросло землею еще более.
Не отрицая многочисленных грехов и откровенных злодейств этого неординарного человека, позволю себе спросить: а кто в те годы был чист и свят? Время правления Ивана Грозного называют одной из самых мрачных полос в истории России. Но это по его воле и при его участии в ней было основано 155 новых городов и крепостей: Самара, Саратов, Чебоксары, Царицын (ныне Волгоград), Уфа, Белгород, Воронеж, Курск и прочее, прочее. Можно сегодня еще написать не один десяток монографий про то, как реформировал он власть в государстве, и многие положения вполне актуальны будут. Но не буду мудрствовать, монографии не мой удел.
Скажу еще немного о фильме, в котором Иван Васильевич силен, озабочен делами государственными и вполне адекватен современным людям. Снималась эта веселая комедия в Ростовском кремле и в Москве, а на экраны вышла она в 1973 году. Вот он, Ростов Великий, вот залитый горячим солнцем кремль, снятый мною прошлым летом. Вот здесь, по этим галереям бегали Савелий Крамаров и Леонид Куравлев. Здесь же можно за умеренную плату сфотографироваться в одеждах из того фильма. Более сорока лет прошло, а многие фразы и сцены из него до сих пор на устах людей. «Храните деньги в сберегательной кассе. Если они у вас, конечно, есть», «Икра заморская, баклажанная», «Я требую продолжения банкета», «Вот что крест животворящий делает», «Это я удачно зашел», «Тьфу на вас. Тьфу на вас еще раз». И еще немало подобного, остроумного и парадоксального.
Под занавес, перелистывая горку статей про Ивана Васильевича, наткнулся еще на такой факт из жития этого человека, который, оказывается, нашел время, чтобы заняться и образованием народа. Так вот на Руси в то время грамотным был каждый пятидесятый человек, то есть два процента населения. При Екатерине Великой грамотным был один из восьмисот человек. А в просвещенной Европе, где, понятное дело, медведи по улицам не бегали?
Умер он, то ли будучи отравлен, по одной версии, то ли просто от болезни - по другой. Играл в шахматы с боярином Богданом Бельским и умер, зажав в руке фигуру короля. Впрочем, есть и другие версии, которые уже никто проверить не сможет...
На снимках конечно же красавица Марфа Васильевна, жена Ивана Грозного, Ростовский кремль, в котором снимался культовый фильм, царские покои в Александровской слободе (г. Александров), скульптурный портрет самого Ивана Васильевича. Очень может быть, что именно так он и выглядел.
Владимир Моторико (motoriko_v@mail.ru)
Фото автора.