Чтобы мысленно вернуться в то время, позволю себе вспомнить один анекдотический случай.
Я не раз о нем слышал от самых разных людей, но все сомневался, стоит ли оглашать этот розыгрыш застойных, как сейчас говорят, времен. Это вполне могла быть чья-то фантазия, а мог быть и подлинный случай. Вспоминая эту историю, я решил уточнить ее достоверность у одного из участников тех событий. Я позвонил Александру Петровичу Тимошечкину, бывшему в то время главным архитектором города. Покопавшись в памяти, он сказал мне, что скорее всего, так оно и было. Василий Иванович сам как-то упоминал про тот случай.
Значит, рискну рассказать.
По случаю грядущего юбилея Костаная, которому в 1979 году исполнялось сто лет со дня основания, в город зачастили делегации из других областей. Гостей, дело святое, встречали, как положено. И вот сам мэр Костаная, или как его тогда именовали, председатель горисполкома Василий Иванович Таран везет своего коллегу из южного региона по улицам родного города. Вот машина сворачивает на улицу Тарана и Василий Иванович озвучивает ее название. Гость настораживается:
- Это в честь кого же назвали улицу?
И тут наш мэр не удержался и решил немного разрядить казенную атмосферу общения.
- Вы знаете, я уже давно здесь работаю, меня горожане знают и уважают. Вот решили таким образом еще раз выразить свое отношение ко мне. Депутаты горсовета поддержали. Почему бы и нет?
Гость призадумался и вполне серьезно вымолвил:
- А что, идея хорошая. Надо бы по возвращении подсказать нашим товарищам.
Василий Иванович, видя, что шутка зашла слишком далеко, попытался отыграть назад и признался в розыгрыше. На самом деле улица названа в честь его однофамильца, первого председателя уездного исполкома Лаврентия Игнатьевича Тарана. Однако «хорошая идея», видимо, настолько глубоко запала в душу собеседнику, что он покачал головой и остался при своем мнении: надо бы подсказать товарищам.
Сама же история, которую я хочу сегодня рассказать, про то, как отмечали столетний юбилей нашего города. Точнее, чем встречали праздник, какой подарок сделали всем горожанам. Маленький такой кусочек нашей недавней истории, про который многие уже забыли, а большинство и вообще не слышали. Василий Иванович Таран в качестве мэра города был ее активным участником, первым секретарем горкома партии, понятно, какой партии, был Валерий Иванович Шлычков. Область еще возглавлял БАМ, Бородин Андрей Михайлович.
Они и руководили всем процессом подготовки к празднику. При активном участии главного архитектора города Александра Петровича Тимошечкина. Хотелось достойно отметить это событие, да так, чтобы всем запомнилось надолго. Идеи возникали всякие, креативные, как сейчас говорят, и совершенно безумные, но рассматривались все. Валентин Юрьевич Михайлов, работавший в то время руководителем мощного треста «Кустанайсельстрой-13», рассказал мне, как в Кисловодске увидел очень красивые, из резного дерева, автобусные остановки. Предложение поддержали, скоро такие остановки появились и в Костанае.
Но главным украшением города, таким праздничным подарком для всех, стали сказочные городки.
Я еще помню остатки той деревянной роскоши, которая украшала Костанай по случаю его юбилея. Прямо в центре, вдоль магазина «Детский мир», который давно уже не детский, стояли вырезанные из дерева лешие, домовые и другие чудища. Сейчас бы попался такой фигуристый столб на пути хорошо принявшего на грудь гражданина, вот бы тот удивился. А вы помните эти странные по нынешним меркам творения? Для тех, кто забыл, вот вам фото последнего из тех деревянных могикан. К сожалению, изрядно потрепанного временем и изуродованного десятками объявлений. Это уже перестройка лепила на лешего свои знаки.
Как все это выглядело, когда было только что сделано мастеровыми руками неизвестного мне художника? В бассейне в центре парка из воды выходили 33 богатыря, совсем как у Пушкина. И вроде бы с ними был и дядька Черномор. Неподалеку, у колеса обозрения, был поставлен сам сказочный городок с избушкой Бабы Яги посередине. Еще один такой же городок, но попроще, был установлен в квадрате домов за нынешним Центральным гастрономом. К Новому году возле резных избушек ваяли изо льда и снега фигуры Деда Мороза и Снегурочки, почему и вспомнилась мне сейчас эта история. Была, разумеется, и ледяная горка.
Когда начинались школьные каникулы, детвору отсюда невозможно было выгнать до самой темноты. Да и после каникул, круглый год, сказочные городки как магнитом притягивали народ. Горожане и гости города любили фотографироваться на фоне этих богатырей, крепостной стены из тесаных бревен, избушки на курьих ножках. У многих в семейных альбомах сохранились фотографии с тех времен. Если найдется у кого-нибудь фото деревянных богатырей, поделитесь с нашим сайтом, мы его обнародуем.
Сейчас, конечно, все делается попроще, понятно, кризис придавил, экономить надо. Опять же, тягу к подростковому вандализму никто не отменял. Тогда же о плохом никто не думал, хотели сделать как лучше… Ну, а как получилось, понятно. Но об этом чуть позже, в финале, как и положено. Мне же интересно было, с чего все началось, кто это все придумал и кто конкретно сделал. Как выяснилось, вся эта красота была родом из Басаманского лесхоза Семиозерного (ныне Аулиекольского) района. Ну, конечно, откуда же еще, Басаманский лесхоз в те годы гремел, частенько мелькал на страницах нашей газеты и его руководитель Александр Сергеевич Жирицкий.
К слову сказать, писали мы и про другие лесные хозяйства. В Затобольске, помню, знаменит был Притобольский лесхоз, в котором наладили производство деревянных сервизов, расписанных под Хохлому. Производство давно уже сгинуло, будто ничего и не было, но остатки одного такого сервиза до сих пор живут у меня. Легкие, прочные, красивые чашки, ложки и даже бокалы. Нечто похожее я встречал во время поездки по Золотому кольцу России.
Вернусь, однако, к Жирицкому. Сам я у него в лесхозе, к сожалению, не бывал, но читал и слышал про него не раз. Это было крепкое, известное даже за пределами области хозяйство. Кроме посадок леса и поставок деловой древесины здесь наладили производство самых разных поделок из дерева. Для этих целей Александр Сергеевич даже приглашал из Москвы художника, который и сам работал, и руководил процессом.
Вот в этом лесхозе Тимошечкин и увидел деревянные избушки, которые здесь собирали для детских садиков и пионерских лагерей. По его словам, тогда и родилась идея украсить Костанай такими сказочными созданиями. Богатырей, крепостную стену, деревянные фигуры придумали по ходу дела. Все это было установлено к началу праздника, который развернулся на весь город. В архиве нашего фотокора Василия Середенко сохранился фоторепортаж о большом представлении, которое устроили на стадионе «Трудовые резервы». Со временем выложим на сайте и эти фотографии, кто-то, может быть, узнает на них себя.
В финале праздника был, разумеется, банкет, на который пригласили всех заслуженных людей города и тех, кто был занят его подготовкой. Позвали и Тимошечкина, но, как он сам признался, был вымотан настолько, что просто заснул от усталости и ни на какой банкет не пошел. Я спросил у него фамилию московского художника, который придумывал и вырезал всю эту сказку. Александр Петрович вспомнить не смог, а в газете я тоже не нашел ничего про этого человека.
Может быть, старожилы Басамана вспомнят имя это талантливого человека? А может быть, у кого-то сохранились и его фотографии?
Сказочные герои вместе со своим деревянным жильем простояли по нынешним меркам довольно долго, не менее пяти лет. Дерево, как известно, материал не очень долговечный, тем более сосна. Все резные фигуры и уцелевшие избушки, в конце концов, передали в парк на пляже, где след их и затерялся. Скорее всего, свою жизнь они закончили в печке, в качестве дров. А может быть, еще пожили у кого-то на даче. Но и до того сказочный городок еще раз прогремел на всю область. Гром, к сожалению, был скандальный.
В общих чертах я помню, чем закончилась эта красивая затея, даже название статьи в нашей газете не забыл – «Тревожные отблески». Часть городка в центре Костаная сгорела, подожженная неизвестными оглоедами. Власти понадеялись на сознательность народа, и охраны у сказки никакой не было, вот и сгорела.
Помню автора статьи – это была Лариса Александровна Суворова, зам ответсекретаря нашей газеты. Обком партии принял по этому поводу какое-то судьбоносное постановление. Небывалый случай в те времена, чтобы обком партии таким образом откликался на выступление своей же газеты. Вопреки всем партийно-бюрократическим канонам. В том документе было много правильных слов про воспитание молодежи и названы все инстанции, которые должны были заниматься этим богоугодным делом: комсомол, учебные заведения, трудовые коллективы и даже газеты.
Партийные органы умели воздать всем по заслугам и сделать правильные выводы. Потому и звались руководящей и направляющей силой. Кто бы тогда сомневался! Но уже в декабре того же 1979 года советские войска вошли в Афганистан, и все слова про воспитание молодежи показались тем, чем они и были на деле: пустым звуком.
Город достойно и красиво отпраздновал свой столетний юбилей, спасибо всем, кто сделал костанайцам такой подарок. Для того я, собственно говоря, и написал все это. Чтобы помнили, как это было и кто это сделал. Удивительное дело, не было ни пластика, ни металла, ни смесей из этих материалов, да и денег особых тоже. Но было желание сделать подарок городу и его людям, и его сделали.
Интересно, сколько дней простоял бы такой сказочный городок в наше время?
Владимир Моторико.
Фото из архива Василия Середенко 1979 и последующих годов