Эта старая фотография мелькнула перед глазами и легла в память компьютера. И в мою память тоже. Как некая загадка, которая вроде и не беспокоит особо, но все равно иногда всплывает на поверхность. Думал, займусь когда нибудь более плотно и разгадаю сходу. А получилось совсем наоборот.
На старом нечетком снимке запечатлена какая-то широкая улица в Костанае, конники, люди, в правой части фото невысокое сооружение, похожее на водонапорную башню. В общем-то известная фотография. Подпись там такая: «Август 1932 года. Митинг в Кустанае по случаю годовщины освобождения города от белых». И правда, 19 августа 1919 года части 35-й стрелковой дивизии 5-й армии Михаила Тухачевского после упорных боев штурмом взяли Кустанай, выбив из него колчаковцев, которые творили в городе неслыханные зверства. Следы их пребывания у нас остались на расстрельной стене и в жизнях тысяч кустанайцев, чьи родные и близкие были убиты и замучены в те страшные дни.
В память об освобождении города была даже названа улица – имени 19 августа. Теперь она переименована - имени А.М.Бородина.
На том фото было понятно все, кроме одного: где это происходит, в каком конкретно месте? Смущало сооружение в правом углу снимка, которое мне прежде никогда на глаза не попадалось. Похоже на водонапорную башню, но где она стояла и куда пропала затем?
И вот в картинной галерее открыта выставка к очередному дню города, историческая тема здесь тоже конечно присутствует. Вглядываюсь в картины Георгия Михайловича Сокова, и запутываюсь еще больше. На одной из них эта самая башня стоит на краю парка, а напротив нее должна бы находится хорошо известная нам пожарная каланча. Но вот рядом еще одна картина Сокова, и на ней буквально через дорогу от каланчи стоит аккуратное сооружение с крестом на куполе.
Сам Георгий Михайлович говорит, что это часовня, поставленная здесь в честь 300-летия дома Романовых. Более ничего добавить не может, обе картины писал, имея перед глазами старые фотографии из музея. Митинг, если приглядеться, проходил конечно же на улице Большой, ныне проспект Аль-Фараби. Знакомый силуэт мечети разглядел сам, несколько узнаваемых зданий увидела Галина Алексеевна Саталкина, зам директора областного историко краеведческого музея, которую я попросил помочь.
В общем-то, никакой исторической ценности мои изыскания, наверное, не имели, просто интересно было, что это за сооружение там, где каждый метр изучен и знаком всем по старым фотографиям и документам? Вначале ведь вообще было непонятно, где все это происходит. Но Галина Алексеевна развела руками и сказала, что по одному нечеткому фото более конкретно про эту загадочную башню ничего сказать нельзя. Я уже готов был сдаться, но потом вспомнил еще одного знатока истории города.
Арман Козыбаев, хозяин портала «Костанай и костанайцы», собрал на нем тысячи исторических фотографий и документов, там есть практически все и на любую тему. У меня мелькнула мысль, что вначале это была часовня, но власть сменилась, верхушку ее снесли, чтоб не напоминала о царизме, а само сооружение приспособили под водонапорную башню. Потом Арман Козыбаев открывает на своем портале еще одно фото, и на нем отчетливо видно, что непонятная башня стоит не совсем напротив каланчи. Видно, что она смещена немного ближе в сторону Тобола. Снимок явно советского времени, это можно определить по электрическим столбам, которых не было здесь до революции. А часовни уже нет и в помине. Понятное дело, снесли, зачем новой власти память о династии Романовых?
В итоге вроде бы во всем разобрались, и с митингом, и с каланчой, а загадка непонятной башни так и осталась. Тем более, что сегодня и следа ее нигде не отыщешь. Может быть, кто-то знает и подскажет, что же было построено на краю парка и для чего.
А с Соковым мы еще раз поговорили про выставку, про его картины, и я конечно же вспомнил его «базарную» серию, на которой оживали бытовые сценки старого Кустаная. Бывший центральный рынок, крытые ряды, рыбный павильон, - все это уже ушло в историю. А посмотришь, и словно оживает в памяти небольшой уютный город. Было в нем свое очарование, несмотря на то, что и асфальтом он был небогат, и домишки невысоки, и зелени маловато. Трудно поверить, но еще лет двадцать назад в центре города можно было встретить обычный колодец с хорошей питьевой водой, а все улицы были открыты для транспорта.
«Базарную» тему Сокова, кому интересно, можно посмотреть на нашем сайте, в очерке про художника. А в картинной галерее в эти дни выставлены работы, на которых он изобразил старый Кустанай, в основном еще дореволюционный. Вот вид на центр города, одноэтажные, реже двухэтажные здания, большая часть которых не дожила до наших дней. На окраине виднеются ветряные мельницы, их было много в Кустанае. Ни одна, к сожалению, не сохранилась.
Пассаж братьев Яушевых пережил множество реконструкций, но до сих пор украшает центр города. Крепкое, симпатичное здание, в котором и универмаг был, а теперь вот музей и Дом дружбы. На картине у Сокова часть здания одноэтажная, он говорит, что второй этаж был надстроен уже при советской власти.
И тут я достаю увеличенную открытку примерно 1916 года с видом того же яушевского пассажа. Соков этого снимка не видел. Пассаж в те годы был еще красивей, все переделки оставили в целости основу здания, но мелкие детали исчезли. Снимок для открытки был сделан летом, фотографом Никоновым. Перед пассажем стоит на посту, как положено, городовой, движения транспорта не замечено. Но улица, теперь она носит имя Алтынсарина, ровная, чистая, хотя никаких признаков асфальта или булыжной мостовой не видно.
Георгий Михайлович с удовольствием забирает фото в свою коллекцию и продолжает историческую тему рассказом про своего деда и его родных братьев. Приехали они сюда еще в столыпинские времена из Владимирской губернии, родной дед Николай Егорович и его брат Алексей Егорович были хорошими портными. Еще два их брата, оба постарше, жили в где-то в селах и ничего о них Соков не знает. Но обустраивались капитально, дома возводили на века. Георгий Михайлович говорит, что оба дома до сих пор стоят на улице Пушкина, им больше ста лет, но и сегодня в них живут люди. Иногда он проходит мимо, но в гости не просится. Незачем, он там не жил и никаких особых воспоминаний у него на этот счет нет.
Костанай не очень богат архитектурными памятниками, многое успели сровнять с землей и забыть. Не устояла даже школа, построенная великим просветителем Ибраем Алтынсариным. Но то, что уцелело, напоминает изюминки в свежей булке. Можно и без них, но с изюминками вкуснее. А ведь даже здание, в котором ныне живет художественная школа, собирались снести и построить еще одну девятиэтажку. Хорошо, что уберегли, теперь она украшает центр города.
А что еще устояло? Есть ли кто-то в городе, кто точно может назвать все уцелевшие до наших дней старые здания? Оказывается, была такая попытка, еще в советские годы. С подачи главного архитектора области Николая Ивановича Касатова был издан большого формата альбом, в котором перечислены все старые здания города. И не просто перечислены, а указана дата постройки, первый хозяин, и даже фото дано — как оно выглядит сегодня. Правда, фото невысокого качества, но узнать можно. Самое главное, есть все подробности: когда построено, кем и что там было.
Я на всякий случай сфотографировал все листы, когда нибудь пригодится. Тираж был крошечный, практически никто этот альбом и не видел. Нашелся бы патриот, прошелся бы заново по историческим зданиям и уже в новом виде издал бы этот альбом, цены бы ему не было. Для учителей, для туристов, для старожилов. Тем более, что и зданий-то у нас таких всего ничего.
Будет ли продолжена эта тема Соковым? Все ведь видят неподдельный интерес у самых разных людей к нашей недавней истории. У картин того же Сокова со старым рынком всегда толпится народ. Кто-то вспоминает, кто-то удивляется: неужели так было? Было, еще как было. Георгий Михайлович ничего конкретного не обещает, но говорит, что он коренной костанаец и эта тема конечно же его трогает. Будем надеяться.
Мое отношение к этим кирпичным ветеранам? Если бы я был равнодушен к ним, то и не писал бы про них ничего. Очень жаль мне, что так мало осталось в городе этих старых зданий, стены которых учат нас, как надо строить и жить. Та же «художка», кто скажет, сколько еще она простоит? И видится мне в том же квартале старая пожарная каланча, вот бы и ее сохранить. Или хотя бы одну ветряную мельницу на окраине. В свое время именно они были главным источником доходов города и его символом.
Можно, конечно заново построить мельницу и стилизовать ее под старину. Но символом города она, конечно, уже не будет.