…Заглянуть бы каким-нибудь волшебным образом на одну из старых ярмарок. Тех, что шумели в нашем городе еще до революции, до Великой войны, как тогда называли первую мировую 1914 года.
В конце июня начинала свои торги Петровская ярмарка. Примерно там, где нынче увядает Наримановский рынок, раскидывались ее прилавки и лавки. Интересно было бы пройтись по рядам с бухарскими мехами, посмотреть, что же это такое. В бакалейный ряд бы заглянуть, полюбопытствовать, какие сладости раньше бывали. А там, где торгуют металлом, сравнил бы я новые китайские лопаты с дореволюционными старыми. Мне почему-то кажется, что с китайской лопатой торговец в те времена разорился бы. А могли и поколотить за такой товар.
Ближе к зиме разворачивалась Покровская ярмарка, здесь уже больше было товара «от земли». Зерно, скот, шерсть, кожа, и опять же встречный поток — галантерея, ткани, всякие бытовые мелочи. Торговля шла солидная, правил бал тут купец-оптовик, который брал партию товара и давал за него божескую цену. Но и простые горожане конечно же хаживали на торги, как на праздник. Себя показать, на других посмотреть, а заодно прикупить какую-нибудь диковинку по сходной цене.
Сами же купцы, расторговавшись до последней иголки, обязательно посещали пассаж братьев Яушевых. Выстроенный в стиле модерн ХIХ века, сиял он снаружи роскошными витринами, а внутри - зеркалами. И не раз бывало такое, что немалую часть выручки с ярмарки оставляли купцы в его кассах. Потому что бывало там все, чего только душа пожелает. Костюмы наимоднейшие и мануфактура любая, табак заморский и чай на выбор, часы швейцарские и даже парфюм из города Парижа.
Тут следует отметить, что собирались ярмарки не просто так, когда чиновник пожелает. Было для них строго определенное время, два раза в году, и торговали они не более недели. И когда в 1892 году в Кустанае решили, было, устроить летом еще одну Петровскую ярмарку, заволновались торговцы из соседнего города Троицка. Там давно и ревниво поглядывали в нашу сторону, чуя конкурента. Троицкая ярмарка издавна собирала массу народа, а тут вдруг рядом, под боком, совсем заштатный городишко отбивает продавцов и покупателей.
Троицкие торговцы накатали коллективную жалобу в столицу, в которой домогались отмены второй летней ярмарки в Кустанае. Прошение их даже поддержал Оренбургский губернатор Ершев. Однако ябеду эту в правительстве отклонили, здраво рассудив, что негоже ради кучки торговцев сдерживать развитие целой территории. Которая, судя по тем же ярмаркам, совсем не бедствовала, а наоборот, торговала, богатела, строилась.
Что осталось нам в наследство от тех, первых ярмарок? Пожалуй, что место проведения — Наримановский рынок. И более, похоже, ничего существенного. Наверное, были на ярмарках и какие-то увеселения для народа, и шуты со скоморохами. Но нигде мне не попалось даже строки про них. Разве что на одном из снимков явственно виден был гладко оструганный столб, на который взбирался за добычей храбрец из толпы. И уже в советское время, когда потянуло вдруг власти на традиции, стали на ярмарках такие столбы ставить. И вешать на верхушку, «как в старину», сапоги или валенки.
А в старину, это точно знаю, и кое-что другое вешали. Однажды я уже писал про это. Кузнец из Конного завода Павел Зотов, человек невысокий, но сильный и жилистый, достал однажды с такого столба... барометр. Начальник завода, полковник Рюбин, поглядев на его упражнения с прогнозами погоды, посоветовал оставить эту игрушку детям. А в ближайшей же командировке в Екатеринбург или Оренбург купить настоящий прибор, швейцарский. Что и было исполнено.
В советское время ярмарки бывали шумные, веселые, с обилием разных местных товаров. Народ валом валил в надежде прикупить какой-нибудь дефицит вроде индийского чая со слонами или банки растворимого кофе. Но кто же выложит такой товар на прилавок, когда его и друзьям со знакомыми не всегда хватало? Торговали в основном выпечкой, простыми колбасами, пряниками, фруктами. Веселья было больше, чем товаров, но народ сметал с прилавков все и никто не скучал. Жаль, нечасто они бывали, а затем и вообще привязали их к масленице, которую обозвали проводами зимы. Видимо, кому-то показалось, что духовно близок этот праздник к церковным обычаям, что совершенно неверно. А потом и Наурыз на время дополнили торговлей.
Нынешние ярмарки по большому счету и не ярмарки вовсе, а просто помощь экономным или небогатым людям. А хочется праздника, товаров со всего света, и чтобы свои достижения показать. Этим целям и служит, если разобраться, выставка ЭКСПО. Но помню, была когда-то у нас в начале шестидесятых своя ЭКСПО, а образцом для нее служила ВДНХ (ВСХВ). Где-то в районе теплиц вырастал целый городок с павильонами разных хозяйств. И можно было посмотреть там новый фильм, сыграть в настольный теннис, на быка-рекордиста поглазеть, на поделки сельских умельцев. Но что-то нигде не встречается мне ничего про те выставки. И снимков не могу найти, хотя сам на них бывал. Может быть, кто-нибудь вспомнит, поделится рассказом?
И еще одна любопытная деталь вдруг резанула глаз. В одном из документов мелькнуло знакомое выражение: миллион пудов хлеба. Столько вывозили его в хорошие, урожайные годы из дореволюционного Кустаная. Правда, в неурожайные годы эта цифра падала до 300 – 500 тысяч. И все-таки… Помнится, еще в советские времена у нас с гордостью рапортовали: есть миллион пудов кустанайского хлеба. Еще тогда меня занимало, почему вдруг в пудах стали измерять урожай? Мне популярно объяснили, что если измерять в тоннах, то совсем мизер получится. А в пудах звучит громко, внушительно.
Большой вопрос: откуда в те годы брался этот самый миллион? Посевная площадь была больше? Или не в один год этот миллион собирался? Загадка, однако...
Владимир Моторико.
Фото из архива, с портала Армана Козыбаева «Костанай и костанайцы» и Василия Середенко.